Рынок конкуренцией силён

     Пути совершенствования антимонопольного законодательства обсудили в Государственной Думе на парламентских слушаниях, посвящённых практике применения антимонопольного законодательства.

     Деятельность Федеральной антимонопольной службы сегодня заметна практически во всех сферах экономики: от тарифов естественных монополий до регулирования рынка сотовых операторов и продажи авиабилетов. При этом участники слушаний отмечали, что в ведомстве работают высококлассные специалисты, хорошо знающие рыночные процессы.

     «Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции – сегодня главные направления политики государства в экономике», – отметил, открывая заседание, глава Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров. Однако опыт нашей страны в организации рыночных процессов и цивилизованной конкуренции ещё невелик. Поэтому ФАС приходится идти словно по минному полю, пользуясь методом проб и ошибок. Уменьшить их количество, по мнению Евгения Фёдорова, можно только совершенствуя антимонопольное законодательство. И процесс этот идёт достаточно давно и продуктивно. Государственной Думой уже приняты два пакета законопроектов, внесённых ФАС. Среди них – закон о торговле и закон об обороте лекарственных средств. На очереди третий пакет законопроектов. Готовящиеся к принятию акты в основном касаются практики правоприменения уже действующих антимонопольных законов. Именно это, по мнению начальника Правового управления ФАС Сергея Пузыревского, и служит причиной многочисленных жалоб на ведомство со стороны естественных монополистов. Однако во многих случаях ФАС всё-таки удаётся отстоять свою позицию в судебных органах.

     Сергей Пузыревский считает, что карательные методы не должны быть основными в деятельности ФАС и очень важно развивать такую форму воздействия на монополистов, как предупреждение. Что же касается изменяющегося законодательства, то специалисты ФАС были бы рады, если бы процесс этот всё же завершился. Всегда легче работать по чётко прописанным правилам. Пока же в антимонопольном законодательстве ещё достаточно лакун и плохо юридически проработанных формулировок.

     Например, вопрос о государственных муниципальных преференциях. «Здесь есть открытая тема для обсуждения, – считает Сергей Пузыревский. – В последнее время мы всё чаще сталкиваемся со случаями предоставления государственных гарантий. Когда компании под гарантии администраций субъектов, Правительства РФ получают банковские кредиты. С одной стороны, такое кредитование является антикризисной мерой. Но совершенно очевидно, что данные хозяйствующие субъекты в этом случае получают преференции на рынке и нарушается закон о конкуренции. Тем не менее формально эти вопросы, оказывается, не подпадают под критерии и правовые основания государственных муниципальных преференций».

     Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Валерий Драганов призвал ФАС теснее сотрудничать со всеми комитетами Государственной Думы. Депутат обратил внимание на растущие объёмы закупок иностранной техники и оборудования российскими добывающими, энергетическими компаниями и РЖД.

     «Если эта тенденция сохранится, мы рискуем потерять собственное нефтегазовое машиностроение, Трансмаш и энергомашиностроение. Разработка соответствующего законопроекта предусматривалась в антикризисной программе на 2009 год, но в Государственную Думу он так и не внесён», – выразил обеспокоенность Валерий Драганов.

     Он также отметил, что принятие первого и второго пакетов законопроектов позволяет создать гибкие механизмы регулирования. Депутат предложил также совместно подумать об увеличении пороговых объёмов выручки, используемых в целях контроля экономической концентрации.

Кроме того, не всегда промышленные предприятия могут использовать предписание ФАС о продаже определённого объёма продукции на товарной бирже. Товар этот попросту может не торговаться на бирже, и эти моменты необходимо учесть в поправках в законодательство.

     Пока ещё недостаточно проработан вопрос и о применении антимонопольного законодательства в отношении инофирм. «Накопленная практика в этом вопросе должна совершенствоваться, мы горячо поддерживаем позицию ФАС об отмене предварительного согласования сделок, не приводящих к увеличению доли иностранного инвестора», – считает Валерий Драганов.

     Несмотря на все эти замечания, деятельность ФАС получила высокую оценку депутатов. Роль ведомства в том, чтобы развивать и защищать здоровую конкуренцию на рынке, подчеркнул Евгений Фёдоров.

     Он добавил,что если бы у нас был среднеевропейский уровень развития конкуренции, то цены были бы в два раза ниже. Вот какова цена отсутствия конкурентного ценообразования. Сегодня даже некоторые экономисты продолжают считать, что ценами можно командовать. «Это легче, чем найти механизмы договорных отношений для миллионов людей, – отметил Евгений Фёдоров. – Но механизмы конкуренции на порядок сложнее, чем механизмы госрегулирования, и их надо прорабатывать. Поэтому совершенствование антимонопольного законодательства – это нормальное направление для рыночной экономики».

 
"Парламентская газета"

07/04/2010