Госдума рассмотрит поправки в ГК, УК и КоАП об исторических памятниках

        Завтра Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия), сообщила пресс-служба палаты.

        Авторы проекта — депутаты Владимир Головнев, Елена Драпеко, Светлана Журова, Григорий Ивлиев, Иосиф Кобзон, Павел Крашенинников, Вячеслав Кущев, Дмитрий Новиков, Валерий Панов, Виктор Плескачевский, Владимир Плигин, Сергей Попов, Зоя Степанова, Александр Тягунов, Евгений Федоров — считают, что подготовленные ими изменения позволят создать более эффективный механизм сохранения культурного наследия.

        Проект, помимо изменений в закон об объектах культурного наследия, предусматривает внесение изменений в Гражданский, Градостроительный, Уголовный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "Об исполнительном производстве", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "Об Общественной палате Российской Федерации".

В частности, законопроект содержит норму, обязывающую собственника заключать договор о выполнении обременений при осуществлении любых сделок по распоряжению объектами культурного наследия. Это касается случаев передачи прав владения и пользования объектом, аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования. Законопроект предусматривает возмещение убытков и выплату неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований в отношении объекта культурного наследия.

        Установлен порядок применения санкций в отношении собственника или пользователя, в том числе, порядок прекращения права собственности на объект культурного наследия не только в случае ненадлежащего содержания памятника, но также в случае несоблюдения собственником установленных в отношении данного объекта ограничений (обременений) прав или совершении действий, угрожающих сохранности объекта. Проект содержит требования к собственникам по страхованию за свой счет риска случайной гибели или повреждения памятника.

        Предусмотрены меры поощрения добросовестных собственников, в том числе освобождение от налогообложения научно-исследовательских, изыскательских, проектных, ремонтных, реставрационных, противоаварийных и иных работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия, работ по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, и работ, направленных на обеспечение доступа к объекту культурного наследия.

        Определен порядок доступа граждан к объектам культурного наследия. Условия доступа должен определять орган охраны объектов культурного наследия с учетом предложений собственника или пользователя объекта. В зависимости от вида, значения, историко-культурной ценности объекта предложено установить публичный, ограниченный или специальный доступ к памятникам.

"Нам важно создать условия, когда есть заинтересованность в сохранении памятников, а не только жажда выгоды от получения в собственность исторического объекта", — сказал один из авторов законопроекта председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев.

        Для этого, считает депутат, объект культурного наследия должен быть защищен во всех сделках, совершаемых с ним. "Необходимо связать учет памятников истории и культуры с учетом всех сделок с недвижимостью, осуществляемых в стране. Тогда любой переход права собственности, любая гражданско-правовая сделка будет всегда включать в себя обременение по сохранению объекта культурного наследия. Без наличия такой нормы сохранить памятники будет невозможно", — отметил он.

"Объект культурного наследия может находиться в собственности у государства, у муниципалитета, у частного лица, но принадлежит он всему обществу. И собственник обязан сохранять это достояние", — подчеркнул Г.Ивлиев.

        По данным Министерства культуры, в России под государственной охраной состоят более 88 тысяч объектов культурного наследия. Объем средств, необходимых для приведения объектов культурного наследия в надлежащее состояние, оценивается в среднем в 350 млрд. рублей в год. Вместе с тем, из федерального бюджета на указанные цели ежегодно выделяется только порядка 3,5 млрд. рублей.

По мнению авторов проекта, изложенному в пояснительной записке, принятие предложенных ими поправок позволит стимулировать приватизацию, передачу по концессионным соглашениям, сдачу в аренду объектов культурного. Затраты на реставрацию и содержание памятников будут нести их собственники и пользователи. Это позволит обеспечит не только экономию средств бюджетов всех уровней на содержание и сохранение памятников истории и культуры, но и привести в надлежащее состояние национальное достояние России.

Комитет по культуре — ответственный за подготовку законопроекта к рассмотрению Госдумой, рекомендовал депутатам принять проект в первом чтении.

        Комитет по собственности — соисполнитель законопроекта — рекомендовал при подготовке документа ко второму чтению уточнить норму об определении земельного участка объекта культурного наследия. Замечания к проекту высказали также Комитет по строительству и земельным отношениям, Комитет по бюджету и налогам, Комитет по делам национальностей.

«Право.Ru»

16/03/2010