Укрощение змия

Рознице алкоголя госмонополия не грозит.

В БЛИЖАЙШУЮ пятницу, 8 декабря Госдума приступит к обсуждению одного из самых "горячих" законопроектов, который посвящен организации рыночной торговли.

Его автор - депутат Евгений Федоров, сменивший недавно на посту главы Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова. Накануне корреспондент "РГ" встретился с Евгением Федоровым.

Евгений Федоров: С помощью нового законопроекта о рыночной торговле мы намерены развязать целый клубок проблем в деятельности розничных рынков: неуплату налогов, засилье контрафактной продукции. Появится единый орган - так называемая управляющая компания, которая будет полностью нести ответственность за работу рынка - от обеспечения санитарных норм и безопасности до выделения торговых мест. Этот закон также поддержит российских сельхозпроизводителей.

Российская газета: А какие перемены ждут алкогольный рынок?

Введут все-таки госмонополию или нет?

Федоров: Я считаю оправданным усиление государственного контроля на алкогольном рынке.

Главное - соизмерять затраты с эффектом, который мы можем получить. И не повторять ошибок из нашей истории, я имею в виду антиалкогольную компанию конца 80-х годов.

Если говорить о госмонополии в классическом ее понимании, то наиболее реальными ее формами могут быть госмонополия на производство этилового спирта и госмонополия на его оборот. По поводу госмонополии на продажу алкогольной продукции, очевидно, необходима национализация розничной сети, а эта задача не только труднореализуемая, но и не оправданная с точки зрения ожидаемого эффекта. В данной ситуации речь может идти о всеобъемлющем государственном контроле за розницей. Надо ли нам это? Тем более что принятый в прошлом году федеральный закон об обороте алкогольной продукции позволяет установить жесткий государственный контроль, в том числе и в розничной продаже. Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкоголя (ЕГАИС) предполагает тотальный контроль за алкоголем.

Другой вопрос, что эту систему необходимо доводить до ума, и правительству в наведении такого порядка ничто не препятствует. Регионы, кстати, тоже получили право вводить в рознице жесткий государственный контроль. И некоторые субъекты уже воспользовались этим. Поэтому для установления жесткого государственного контроля за розницей, возможно, не следует придумывать что-то новое, а просто реализовывать то, что уже принято.

Кстати, по текущей ситуации предпринимаемые меры на алкогольном рынке считаю правильными.

Но и вижу, что слишком велики соблазны различных сил заставить государство сдаться. Согласен с мнением вице-премьера Александра Жукова, что причина отравлений кроется не в принятых государством мерах, а во вскрывшемся пласте "черного рынка", долгие годы паразитирующего на здоровье и жизнях людей. Наконец-то перекрыт нелегальный канал дешевого этилового спирта, вот "кустари" и перешли на непитьевые ядовитые спирты в продукции бытовой химии и на псевдомедицинскую продукцию. Поэтому в ближайшее время необходимо пересмотреть освобождение из-под акцизов медицинской продукции и ввести дополнительные требования для непитьевых спиртов.

РГ: Когда будет рассмотрен во втором чтении законопроект об игорном бизнесе? Что-то этот процесс затягивается.

Федоров: Предварительно планируется рассмотреть его во втором чтении в середине декабря, а окончательно доработать и принять до конца декабря, чтобы он вступил в действие с 1 января 2007 года.

Как известно, этот законопроект внес президент страны. И он предусматривает создание на территории России четырех игорных зон, вне которых любая деятельность по организации и проведению азартных игр будет запрещена.

Полностью поддерживаю эти меры, призванные решить острейшую социальную проблему игромании. Стране давно необходим закон, жестко регламентирующий деятельность игорных заведений.

Кроме того, создание таких зон даст хороший импульс для развития депрессивных регионов. Свидетельство тому - большое количество предложений о создании игорных зон, поступающих из регионов.

РГ: А что приготовлено в вашем "портфеле" для рынка туристических услуг?

Федоров: В самые сжатые сроки комитет планирует рассмотреть и принять правительственный проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Он направлен на совершенствование средств и способов государственного регулирования туристской деятельности, а также установление гарантий финансовой защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг.

Это особенно важно, если учесть, что с 1 января 2007 года отменяется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.

Кроме того, мы будем внимательно отслеживать реализацию уже принятого в этом году федерального закона об особых экономических зонах туристско-рекреационного типа. Я не исключаю того, что практика выявит определенные проблемы, которые придется решать на законодательном уровне.

РГ: Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно, а главное - сделал рывок в своем развитии?

Федоров: На мой взгляд, основная проблема развития бизнеса - отсутствие действенной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, прежде всего на законодательном уровне.

В экономически развитых странах доля малого бизнеса в экономике превышает 40 процентов, в России - только 12 процентов. При этом сектор малого предпринимательства у нас сосредоточен преимущественно в торгово-посреднической сфере. А ведь малый и средний бизнес - это и основной элемент инновационной среды, это и база для развития цивилизованного потребительского рынка и рынка услуг, это и экономическая основа самозанятости населения, формирования среднего класса.

Правительство России не раз обещало внести соответствующий законопроект в Госдуму. Надеюсь, что это произойдет в течение сессии и мы сможем начать предметную работу над ним. Если правительство не сделает этого, то мы сами займемся разработкой такого документа.

Что касается крупного бизнеса, то сейчас его развитие в целом идет нормально. И здесь первоочередной задачей является повышение доли производств с высокой добавленной стоимостью. А для этого необходим целый комплекс мер как по поддержке отдельных отраслей (в первую очередь авиа- и судостроения), так и по стимулированию технического перевооружения промышленных предприятий всех секторов.

РГ: Какие еще законопроекты для бизнеса в "портфеле" вашего комитета сегодня особенно "шкворчат"?

Федоров: Тут я хочу сразу сказать, что развитие бизнеса для нас - приоритетная, но не единственная задача. Большое внимание мы уделяем и будем уделять социальным вопросам развития экономики. Среди находящихся на рассмотрении законопроектов, прежде всего я хотел бы отметить законопроект об игорном бизнесе, о дополнительном ограничении рекламы социально вредных товаров, об алкоголе.

Мы продолжим работу и над дальнейшим совершенствованием законодательства об особых экономических зонах. В "портфеле" комитета сейчас, например, находится проект федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Предусмотренные в нем изменения должны решить задачи по превращению Магаданской области в регион активного экономического роста.

Отдельное направление - развитие системы технического регулирования. Мы рассматриваем как ряд поправок в базовый Закон "О техническом регулировании", так и новые технические регламенты.

Особое внимание в условиях приближающегося присоединения России к ВТО мы будем уделять совершенствованию внешнеторгового законодательства. Сейчас на рассмотрении находятся законопроекты о внесении изменений в федеральные законы "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и "О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Конечно, этим наша повестка далеко не исчерпывается.

 

 

Российская Газета