Справка о проекте федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Проект федерального закона № 420191-4 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект) внесен в 17 апреля 2007 года депутатами Государственной Думы Е.В.Паниной, Ю.Г.Медведевым, Ю.А.Барзыкиным, А.А.Шимановым.

Законопроект предусматривает введение новых критериев отнесения предприятий к сектору малого и среднего предпринимательства (аналогично положениям Рекомендации Европейской Комиссии от 6 мая 2003 г 2003-361-ЕС выделяется три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек; кроме того, вводятся критерии по максимальному объему выручки). Данное разделение дополнительно позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида малых и средних хозяйствующих субъектов

Предусматривается закрепление непосредственно в законопроекте перечня сфер законодательства Российской Федерации, в которых органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают на себя обязательства предусмотреть особенности правового регулирования, в том числе:

  • специальные налоговые режимы, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства, упрощение налогового учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) при осуществлении государственного контроля (надзора).

В законопроект будут включены общие принципы, на которых должна строиться дифференциация правового регулирования в указанных сферах для субъектов микро, малого и среднего бизнеса.

В законопроекте предлагается закрепить открытый перечень видов государственной и муниципальной поддержки развития малого и среднего предпринимательства (в рамках программ развития МСП).

№ п.п.

Виды государственной и муниципальной поддержки

Формы государственной и муниципальной поддержки

1.

Финансовая поддержка

1. Предоставление субвенций и субсидий для компенсации расходов;

2. предоставление государственных и муниципальных гарантий и поручительств;

3. предоставление бюджетных кредитов;

4. принятие программ кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

5. развитие финансовой аренды (лизинга);

6. финансирование строительства строек, эксплуатации и содержания объектов инфраструктуры поддержки МСП;

7. предоставление субсидий и субвенций бюджету другого уровня бюджетной системы РФ в целях поддержки МСП;

8. иные формы.

2.

Имущественная поддержка

1. Формирование особого порядка приватизации государственного и муниципального имущества субъектами МСП;

2. формирование особого порядка предоставления во владение и (или) пользование государственного и муниципального имущества, в том числе оборудования и технологий;

3. передача в пользование на праве аренды: земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений; оборудования и т.д. (использование только по целевому назначению).

3.

Информационная поддержка

1. Создание информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей по поддержке и развитию МСП;

2. информационное обеспечение граждан, организаций инфраструктуры поддержки МСП, органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций на основе государственных информационных ресурсов.

4.

Поддержка внешнеэкономической деятельности

1. Сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в сфере развития МСП;

2. оказание содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также в создании благоприятных условий российским участникам внешнеторговой деятельности.

5.

Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

1. Разработка примерных образовательных программ;

создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов из социально незащищенных слоев населения;

2. учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов МСП:

3. создание сети специализированных образовательных учреждений.

 

Принятие законопроекта позволит обеспечить законодательное закрепление полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, обеспечить открытость и гласность при формировании и реализации государственных программ поддержки предпринимательства, сформировать эффективную инфраструктуру поддержки предпринимательства.