Интервью Евгения Федорова порталу www.nuclear.ru

Новый «Росатом» - это усовершенствованный Минсредмаш.

11 октября Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроекты, направленные на формирование государственной корпорации «Росатом» - одного из ключевых элементов ведущейся реформы российской атомной отрасли. Nuclear.Ru просил прокомментировать готовящиеся изменения в законодательстве председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, бывшего заместителя министра РФ по атомной энергии (до 2001 года) Евгения Алексеевича ФЕДОРОВА.

 

Nuclear.Ru: В Госдуму внесены два законопроекта: «О создании государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и «О внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». О каких именно изменениях в законодательстве идет речь?

 

Е. Федоров: Новый «Росатом» по законопроекту будет создаваться как некоммерческая организация в форме государственной корпорации. Она наделяется государственными полномочиями, которые в настоящее время выполняет Федеральное агентство по атомной энергии, а также может вести приносящую доход финансово-хозяйственную деятельность, если это служит достижению целей, предусмотренных законопроектом. В связи с этим необходимо внесение изменений в ряд федеральных законов. В частности, изменения коснутся законов о федеральном бюджете на 2008 - 2010 годы,  о государственных и муниципальных унитарных предприятий,  об акционерных обществах,  об использовании атомной энергии, Гражданского кодекса и других. Все указанные изменения призваны устранить противоречия между нормами действующих законодательных актов и положениями рассматриваемого законопроекта.

 

Nuclear.Ru: В чем принципиальное отличие создаваемой структуры от существовавших ранее форм управления атомной отраслью?

 

Е. Федоров: Атомная отрасль ввиду ее специфики и важности для государства всегда имела определенные особенности в управлении. Если вспомнить Минсредмаш, то это было  «государство в государстве». Министерство имело трехзвенную структуру управления, полностью управляло всеми имевшимися в его распоряжении финансами и другими ресурсами. За счет возможности концентрировать все ресурсы на важнейших направлениях достигался максимальный эффект в реализации поставленных перед отраслью задач. Эти административно-командные методы не в полной мере подходят к условиям рыночной экономики, к условиям глобализации мировой экономики и необходимости интеграции нашей экономики в мировую. Федеральное агентство по атомной энергии в сегодняшнем виде не может эффективно управлять ФГУПами, не имеет возможности перераспределять финансовые средства, концентрируя их на новых приоритетных направлениях развития атомной отрасли. Создание акционерного общества в гражданском ядерном секторе «Атомный энергопромышленный комплекс» (Атомэнергопром) без дальнейшего реформирования управления всей отраслью  содержало потенциальные угрозы раскола единства атомной отрасли. Новый «Росатом» - это усовершенствованный Минсредмаш, который усилит вертикаль управления в атомной отрасли с учетом новых экономических отношений.

 

Nuclear.Ru: Приведет ли создание госкорпорации к выделению ей дополнительных средств из госбюджета?

 

Е. Федоров: Формально нет. Утвержденные показатели федерального бюджета на три  года будут исполняться в соответствие с законом. Создание корпорации в ближайшей перспективе может наоборот снизить нагрузку отрасли на федеральный бюджет за счет синергетического эффекта от  создания «Росатома», а также  позволит рассчитывать на дополнительные поступления в федеральный бюджет от развития атомной отрасли.

 

Nuclear.Ru: Каким образом будет идти финансирование атомной отрасли, распределение средств между «Росатомом» и «Атомэнергопромом»?

 

Е. Федоров: При создании госкорпорации «Росатом» ОАО «Атомэнергопром» будет являться составной частью единого  комплекса. Предусмотренные бюджетные средства, в том числе и по Федеральным целевым программам имеют адресное и целевое назначение. И эти средства дойдут до адресата в любом случае. Другой вопрос техника финансирования может измениться. Например, после акционирования концерна «Росэнергоатом» финансирование достройки атомных станций может осуществляться в форме увеличения уставного капитала созданной акционерной компании или в какой-то иной форме. Дальнейшее развитие России в условиях глобальной конкуренции зависит, прежде всего, от того, сможем ли мы изменить модель роста национальной экономики и обеспечить опережающее развитие высокотехнологичных секторов и, в первую очередь, отечественного машиностроения. Атомная отрасль сохранила огромный инновационный потенциал и способна занять достойное место на мировом рынке, и государство обеспечит отрасли соответствующую поддержку.

 

Nuclear.Ru: Будет ли госкорпорация полностью распоряжаться прибылью, получаемой в результате деятельности отрасли? Если да, то на какие цели эта прибыль может быть направлена? Например, в 2006 году только экспорт атомной отрасли составил около 3,5 млрд. долларов?

 

Е. Федоров: Законопроект предусматривает такую возможность. В настоящее время часть прибыли предприятий по разнарядке  Росимущества изымается в федеральный бюджет. В новых условиях предоставляется возможность аккумулировать часть прибыли в централизованные фонды корпорации. На какие цели направлять средства будет определять компетентный наблюдательный совет. В корпорации создается также научно-технический совет. Для того  чтобы наша экономика твердо встала на путь инновационного развития необходимо резко увеличить расходы на науку. Согласно стратегии развития науки и инноваций до 2010 года предполагается увеличение внутренних затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы до 2% валового внутреннего продукта. В последующие годы этот показатель необходимо, как минимум, удвоить.

 

Nuclear.Ru: В соответствии с законопроектом, госкорпорация «Росатом» должна сформировать несколько специальных резервных фондов. Что это за фонды, и из каких средств они будут формироваться?

 

Е. Федоров: Согласно законопроекту, «Росатом» будет иметь четыре специальных резервных фонда для финансирования обеспечения ядерной и радиационной безопасности, физической защиты, обеспечения вывода из эксплуатации ядерных объектов и модернизации объектов. Источниками будут являться как собственные средства корпорации, так и бюджетные средства. Корпорации вправе создавать и иные фонды для выполнения возложенных на нее задач и функций.

 

Nuclear.Ru: Предусмотрено ли законопроектом решение проблемы сетевого монополизма? По словам С.Кириенко, на атомную электроэнергию не может распространяться норма закона о том, что тот, кто генерирует электроэнергию, не может держать у себя в собственности сети.

 

Е. Федоров: Этот вопрос не является предметом рассматриваемых законопроектов. Хотя проблема такая существует. Атомная энергетика - государственная отрасль и к тому же работает в постоянном, базовом режиме. Поэтому ей необходимы твердые гарантии доставки электроэнергии конечным потребителям. Думаю, что правильное решение этого вопроса будет найдено.

 

Nuclear.Ru: Как в целом Вы оцениваете создание госкоропрации?

 

Е. Федоров: Положительно. Реформа государственного управления не завершена. Необходимо искать новые формы управления на переходном периоде к развитым рыночным отношениям. Ближайшие три года покажут, в правильном ли направлении мы движемся. Главное, чтобы создание такой специфической корпорации не повлекло бы перевод других федеральных агентств в госкорпорации. Все-таки некоммерческие организации в форме государственной корпорации, в основном, призваны  выполнять социальные, управленческие или иные общественно полезных функции, а не заниматься выполнением  функций федеральных органов исполнительной власти. Образование подобных госкорпораций следует рассматривать как одну из форм государственной поддержки развития особо важных для России отраслей.