Становлению институтов инновационного развития экономики России мешают системные недостатки отечественного законодательства.

Председатель Комитета Евгений Федоров: «Становлению институтов инновационного развития экономики России мешают системные недостатки отечественного законодательства». 

Комитет принял Заявление «О необходимости ускорения работы по созданию инфраструктуры инновационной экономики, в том числе в целях обеспечения эффективной работы образованных институтов развития инновационной экономики».

Федоров сказал: «Мы приняли данное Заявление в рамках постановления Госдумы от 20 февраля 2009 года о необходимости мониторинга реализации мер, предусмотренных Заявлением Госдумы «О действиях Правительства РФ, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики».

Он пояснил: «По данным Минэкономразвития, на 1 июня 2008 года общий объем средств, выделенных государством в целях капитализации институтов развития инновационной экономики и финансирования их проектов, составил около 920 млрд. рублей. Кроме того, финансирование государством науки и НИОКР достигло около 250 млрд. рублей, при этом практически 80 % НИОКР финансируются государством и только 20 % - бизнесом.

По данным проверки Генпрокуратуры, данные средства были не эффективно использованы и цель по развитию новых инновационных компаний в РФ и совершенствованию инновационной инфраструктуры достигнута не была.

В свою очередь, в ходе мониторинга работы институтов развития инновационной экономики, Комитет выявил системные недостатки в работе данных институтов, в т.ч. Российской Венчурной компании. 

Говоря о причинах ситуации, Федоров отметил: «Состояние инфраструктуры инновационной экономики в России находится в стадии становления и отстает от развития инновационных институтов, ряд ее элементов еще не создан либо не задействован в полной мере. В экономике страны не развиты инструменты и не созданы условия функционирования рынка нематериальных активов, в т.ч.:

  • регистрация, оценка, учет, отчетность, защита, торговая инфраструктура нематериальных активов, патентов и свидетельств на них;
  • налоговые, таможенные, бюджетные и иные правовые условия приоритетного развития рынка нематериальных активов.

Сдерживает развитие рынка нематериальных активов и обслуживающих его институтов и отсутствие системы управления интеллектуальной собственностью, единой координации деятельности образованных институтов развития инновационной экономики.

Вследствие этого рынок нематериальных активов практически отсутствует, а интеллектуальная собственность крайне редко используется как актив.

Необходимость решения данных системных проблем предусмотрена Стратегией социально-экономического развития РФ до 2020 года. Существенное отставание в развитии инфраструктуры рынка нематериальных активов от развития инновационных институтов экономики и от выполнения задач, поставленных в Стратегии 2020, объективно не позволяет обеспечить достаточно эффективную работу данных институтов. Однако, это не должно, по мнению Комитета, служить основанием для сворачивания работы по их развитию. Укрепление институтов развития инновационной экономики необходимо осуществлять одновременно с развитием инфраструктуры рынка нематериальных активов. Учитывая наличие уже созданных институтов развития и выделенных им значительных бюджетных средств, необходимо существенно ускорить развитие такой инфраструктуры, по сути, создать ее заново. 

В Заявлении указаны конкретные законодательные инициативы, разработка которых необходима для создания инфраструктуры экономики нематериальных активов и дано поручение Экспертному совету по инновациям и интеллектуальной собственности подготовить предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность институтов развития инновационной экономики».