Тема осеннего номера журнала «Напитки»: изменение инвестиционного климата на фоне перелицензирования алкогольной отрасли


                Комментарий Фёдорова Е.А., председателя комитета по экономической политике и предпринимательству:
«Сегодня, из-за чрезмерного числа операторов алкогольного рынка и избыточного производства спирта, многие компании столкнулись с проблемами недогрузки мощностей. Государство начало производить жёсткий контроль за отраслью, что приведет к отсеиванию неконкурентоспособных игроков алкогольного рынка. Отбор происходит вполне логически: если ты не тянешь свою сферу, то не бери кредиты, не влезай в долги. Зачем нужны игроки, которые реализуют только 10% из 100% возможных своих мощностей и/или продукции. Таким образом, перелицензирование благотворно скажется на рынке, почистит его, а сам рынок не обеднеет, поскольку уйдут лишь слабые его звенья. А простаивающиеся ранее мощности перепрофилируют, допустим, на выпуск газированных напитков или переведут в иную отрасль (например, с/х).
Инвестор, в свою очередь, не будет мучиться, полностью осознав свою экономическую нерентабельность.


                То есть государство стимулирует некую рыночную селекцию отрасли. Такой процесс отбора ускоряет естественные экономические процессы на рынке. Если ты не справляешься со своим участком, не смог вовремя привлечь новые технологии, произвести высококачественную продукцию, договориться о рынке сбыта, то не жди худого конца. Уходи сейчас, пока окончательно не разорился и не погряз в долгах. Ведь ты подставляешь не только себя, но и те компании, у которых берешь кредиты. Это справедливое ужесточение механизма конкурентной борьбы.


                Ещё один позитивный момент в процессе перелицензирования: левый оборот становится невыживаем в этой ситуации. Количество алко-преступников сократится. Поскольку главный барьер, мешающий более активным инвестиционным вливанием в отрасль – большой левый оборот алкоголя. Честному участнику рынка, также как и инвестору сложно жить и развивать свой бизнес в кругу преступников.
Теперь, когда по итогам непрохождения перелицензирования, значительная часть предприятий уйдёт, для инвесторов, наконец, правила игры станут честными. Это значительно улучшит инвестиционный климат, а значит, и увеличит инвестиционный капитал. До этого инвесторам приходилось высчитывать бизнес-план,  и формировать вложения в отрасль с учётом этой, «нелегальной» части.


                В торговле произойдут минимальные изменения. Во-первых, сократятся посредники. Да и зачем нужны компании, которые только накручивают цену. Во-вторых, так как уйдут нелегальные производители, некоторые торговые компании потеряют партнёров-поставщиков и как следствие часть покупателей. Зато в преимущественном положении окажутся компании, которые работали с честными поставщиками. И потребителю станет легче разобраться с ассортиментом.

                Пиво пока не вошло в программу лицензирования. Мы лишь ввели элементы государственного контроля за пивом. Меры контроля появились, но механизма лицензирования пока нет. Этот механизм необходим в том случае, когда производитель отклоняется от мер государственного контроля (к примеру, подкручивает счётчики). К сожалению, мы располагаем одной лишь статистической информацией о рынке пива. До поправки о пиве, внесённой в закон, мы знали о его обороте не больше, чем об обороте газированных напитков. С установлением счётчиков, будем, наконец, вести подсчёты того, сколько реально в стране пива.