Для «Российской бизнес газеты»

 Итоги работы Парламента в весеннюю сессию 2011 года подводит председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

Завершилась весенняя, предпоследняя сессия Государственной Думы¬ V созыва перед выборами в Государственную Думу РФ. По насыщенности и интенсивности, пожалуй, это была самая результативная сессия.
В целом работа комитета шла по плану. Можно сказать, что часть вопросов по созданию в стране экономики нового типа решена, но мы стоим лишь в начале пути, который должны пройти и обязательно пройдем в ближайшие 5-7 лет. 
К системному блоку законодательной работы комитета следует отнести изменения, внесённые в закон о государственной научно-технической политике. И важнейшим результатом работы Парламента, на мой взгляд, стало именно то, что впервые законодательно была закреплена идеология инновационной экономики. Впервые определены базовые термины «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура». Но это лишь начало, конечно, и нашей стране предстоит создать новые экономические пространства, новые рынки, новые виды бизнеса, такие как прикладной научный бизнес. Мы надеемся, что это направление работы продолжат депутаты уже следующего шестого созыва Госдумы. 
В Госдуму в конце сессии мной был внесен законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование правого регулирования работы инновационного центра «Сколково». Предлагаемые изменения позволят усовершенствовать правовые условия участия в проекте «Сколково», что будет ещё более способствовать достижению поставленных перед проектом целей создания стартовой площадки для новой (инновационной) российской экономики.
К ключевым направлениям работы также относится законодательное обеспечение перехода к единому таможенному, а затем и экономическому пространству. В рамках этой работы наряду с системным пакетом ратифицированных соглашений для гармонизации законодательств стран-участниц Союза, а также для упрощения экономического взаимообмена были внесены соответствующие изменения в закон о техническом регулировании. Это важно и для антимонопольного регулирования, которое теперь будет осуществляться уже в масштабах трёх стран. Это очередной шаг на пути расширения и укрепления Таможенного союза. Вообще, созданное и начинающее действовать со следующего года Единое экономическое пространство мы считаем огромной политической и экономической победой, а также демонстрацией международных успехов России ее партнеров по Союзу. 
В эту сессию завершилась работа над очень большим системным законом о государственном регулировании алкогольного рынка, который после ожесточенных споров и дебатов был принят Думой. Введение предложенного законом жесткого государственного контроля за производством и оборотом алкоголя, в том числе за его продажей, должно привести к существенному сокращению потребления алкоголя в нашей стране и увеличению прозрачности его производства и оборота. Надо подчеркнуть, что такой важный закон в этой сфере, над которым депутаты совместно с правительством работали боле 2,5 лет, был принят впервые за последние два созыва Думы. 
Продолжилось совершенствование законодательства в сфере регулирования государственного контроля и надзора. Внесенные в соответствующий закон поправки направлены на повышение эффективности осуществления  контрольных мероприятий в отдельных областях экономического развития, где применение общих норм невозможно, а иногда даже небезопасно для государства и для жизни граждан. Изменения внесены в 62 федеральных закона, регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора), поэтому это системный законопроект, принятием которого мы сделали значительный шаг в обеспечении эффективного баланса интересов государства и бизнеса при осуществлении госконтроля и надзора.
Госдума приняла в эту сессию закон о социальной рекламе, который позволит данному сегменту рекламного рынка оказывать прямое конструктивное влияние на ситуацию в стране и создаст условия для производства и размещения социальной рекламы в российских СМИ.
Среди важных примышленных законов, принятых в эту сессию, закон о развитии судостроения. Этот закон продемонстрировал переход от модернизационных мер локального характера (запуска отдельных механизмов или инструментов развития инновационной экономики) к системному развитию целых отраслей на основе взаимоувязанной совокупности инструментов и механизмов. Это уже комплексный целевой подход к инновационному развитию важнейших отраслей экономики. Принятие данного закона позитивно скажется на развитии подходов к законотворчеству в целом. 
Продолжается работа по наведению законодательного порядка в туристической сфере. Так, в эту сессию в первом чтении были приняты поправки в закон об особых экономических зонах, а точнее, о туристических кластерах. Также внесены поправки в закон об основах  туристической деятельности, которые направлены на повышение ответственности турбизнеса и качества предоставляемых услуг. Законопроект предлагает также снижение финансовой нагрузки на перспективное направление въездного туризма. Это позволит развивать внутреннюю туриндустрию в России  и привлекать инвестиции в этот бизнес.
К сожалению, в России пока нет рыночной экономики современного типа. Можно сказать она у нас «пещерная». Проблем с поиском вложений в отстроенной рыночной экономике не бывает, наоборот, инвесторы борются за возможность вложиться в бизнес, ведь инвестиции – такой же конкурентный продукт, как и другие. Но если рыночные механизмы не работают и нет развитого института собственности, то, нет и инвестиций. Но это проблемы начального этапа формирования рыночной экономики, на котором мы сейчас и находимся. Надо освоить рыночные инструменты, изменить тип экономики с сырьевого на инновационный. Предстоит запустить в стране новые институты собственности, такие как рынок интеллектуальной собственности, технологий – и тогда никаких проблем с деньгами не будет.
Дума и наш комитет постоянно ведут работу по совершенствованию законодательной базы в области развития конкуренции. На днях Правительство внесло в Госдуму третий антимонопольный пакет, который мы примем в следующую сессию. Конкуренция – это азбука рынка. В России как системы её нет, есть лишь ее элементы. Сама антимонопольная служба в России создана всего несколько лет назад. Экономическая среда, которая вокруг у нас формируется, неконкурентная. В то же время, следует понимать, что это не только задача развития антимонопольной политики. Необходимо развивать новые виды бизнеса. Вопрос конкурентной среды – это вопрос собственности, экономических механизмов и рисков, которых у нас пока еще много. Поскольку у нас «примитивный» рынок, нет и конкурентной среды. Отсюда и высокие цены на товары и услуги. Так, если европейский предприниматель готов работать за 4-5 % в год, то в России – минимум за 40! Это отражает не только неразвитость наших институтов собственности и конкуренции, но и огромные риски. Но надо учитывать, что конкурентную среду за десять лет развить не возможно, другие страны потратили на это даже не десятилетия, а столетия. Поэтому, я считаю, что мы очень быстро движемся и конечно пройдем этот путь, просто надо много работать.
Что касается дальнейшей законодательной работы комитета, я бы выделил два основных направления. Во-первых, это наведение порядка на рынке: антимонопольное законодательство, развитие институтов собственности, административной системы, связанной с экономикой и т.д. Во-вторых – изменение самого типа российской экономики. Нам предстоит поменять всю экономическую среду. Это значит, что должна полностью поменяться промышленность. Мы должны перейти от промышленности моногородов к промышленности малого и среднего бизнеса, уйти от гигантских предприятий полного цикла к производствам коротких циклов, к постиндустриальной промышленности. Должен появиться прикладной научный бизнес, новый для России, который может и должен стать более доходным и приносящим не ноль с хвостиком, как сейчас, а дот 30-40% ВВП, т.е. больше, чем приносят неф¬тяной и газовый секторы. Также предстоит ускорить возникновение рынка технологий. Нам предстоит построить новую страну с новой экономикой, а для этого написать новые законы и изменить свыше ста действующих. На это потребуется, по оценкам наших специалистов, около семи-восьми лет.