Евгений Федоров, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ

- В России малый бизнес, в основном, ориентирован на сферу услуг – торговлю, обслуживание и т.д. Промышленный и производственный бизнес, о котором говорил президент РФ Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию, составляет лишь 15 – 20% в структуре малого бизнеса. В то же время в развитых странах он - главный сегмент малого бизнеса. В России стандартному малому и среднему бизнесу, который присущ инновационным странам, нет места в экономической среде. Его место в России занимают моногорода с монопредприятиями - гигантами, так называемыми предприятиями прошлого века. Во всем мире постиндустриальная экономика характерна тем, что этих предприятий уже нет, кроме тех, которые привязаны к своим циклам, (металлургия и т.д.) и их место занимает малый и средний бизнес. Этот сегмент считается крупнейшей мировой экономической зоной и дает 55% промышленного производства. В России его практически нет – это структурная проблема, что связано с российской средой – и с экономической, и с правоохранительной, и в целом со структурой российской экономики. Это большая проблема – отсутствие в России сегмента промышленного малого бизнеса в тех масштабах, в которых он необходим.
- В России предпринимаются меры для развития малого и среднего бизнеса, но они не в полной мере срабатывают. Ведь в России таким образом устроена экономика (в силу своего сырьевого, а на самом деле примитивного типа), что нет целых блоков и обязательных для инновационной экономики институтов, которые, приводят к поддержке малого и среднего бизнеса и формированию для него экономических ниш и финансовых потоков.
- К примеру, в России наука не является бизнесом. Хотя, в развитых странах наука – самый главный и богатый бизнес. Именно из науки вышли бизнесмены, которые занимают высшие места в Форбсе и т.д. В России такого экономического сегмента нет. Нет у нас и рынка технологий (к примеру, продажи в 100 000 раз ниже, чем в США). Соответственно, российская промышленность не является промышленностью современного постиндустриального типа. Постиндустриальная промышленность характеризуется тремя вещами: 1. промышленность малого и среднего бизнеса; 2. промышленность коротких экономических циклов (в России такая есть, к примеру, на многих предприятиях автопрома. Короткие – значит – гибкие. Если гибкие, то они быстрее адаптируются к новым технологиям и новой продукции); 3. промышленность на базе технологий, как интеллектуальной собственности, то есть высокой капитализации интеллектуальной собственности (больше половины стоимости предприятия в балансах – это интеллектуальная собственность, а не оборудование).
- Такая специфика и создает площадку для малого бизнеса – постиндустриальный тип промышленности и инновационная экономика в целом. Другой нишевой площадки в России нет. Что касается того сервисного типа малого бизнеса, который есть у нас, то он будет расти. Однако, этот рост связан с повышением уровня жизни в России – повышение зарплат и пенсий в России, которые мы наблюдаем за последние 10 лет. Сама же ниша свои возможности исчерпала.

Журнал Малый бизнес

03/2011