Экологи просят ЕС бойкотировать платные дороги в России

Чирикова связывает проверки органов опеки со своими акциями в защиту Химкинского леса


Российские экологи обратились к Еврокомиссии и европейским инвесторам с призывом отказаться от участия в строительстве платных автодорог в России. Обращение коалиции "За леса Подмосковья" было адресовано главе Еврокомиссии в преддверии его встречи с Владимиром Путиным в Брюсселе.


Представители коалиции "За леса Подмосковья", созданной на базе движения "В защиту Химкинского леса", считают, что строительство платных дорог в России ведется с полным пренебрежением к экологии и правам человека.


Авторы обращения настоятельно рекомендуют европейским структурам "воздержаться от участия в программах строительства платных автодорог в России до тех пор, пока не будут разрешены имеющиеся конфликты", а именно - пока не будет пересмотрен "скандальный и опасный", по мнению экологов, проект прокладки трассы Москва-Петербург через Химкинский лес.


Говоря о других "проблемных" проектах, экологи упоминают также планы строительства Центральной кольцевой автодороги в обход Одинцова и Западный скоростной диаметр в Петербурге, который протянется через заказник "Юнтолово".


Под обращением подписались также представители российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF), Гринпис-Россия, Социально-экологического союза и ряда других организаций.


"Надо учитывать и права автомобилистов, которые пользуются этой трассой. Достало их стоять в пробке, дышать этими выхлопными газами "


Руководитель программы Всемирного фонда дикой природы по экологической политике ТЭК Алексей Книжников уверен, что России не достает европейского опыта в том, что касается строительства платных развязок.


"Именно платные трассы являются предметом перспективного сотрудничества России и Европы. У нас нет опыта, и в данном случае вполне объяснимо, что европейский опыт нам полезен. Помимо обращений к российскому правительству и президенту, мы сразу говорили, что будем, в том числе, говорить и с западными, с европейскими экспертами о недопустимости именно такой реализации проекта", - рассказывает Книжников.


"Нас не хотят слышать. Мы подготовили довольно серьезное исследование, над которым поработали независимые эксперты. Первого февраля мы представили это президенту, лично в руки передали представители нашей коалиции, но в ответ мы слышим, что все нормально - трасса будет строиться так же, как и планировали", - констатировал Книжников в интервью Русской службе Би-би-си.


Экологи надеются, что в ходе встречи главы Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу с российским премьером Владимиром Путиным, которая проходит в четверг в Брюсселе, внимание будет уделено вопросам экологии и прав человека.


Открывая встречу, Путин и Баррозу обсудили погоду, после чего переговоры продолжились без участия прессы.


"Интересы страны"


Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член генерального совета партии "Единая Россия" Евгений Федоров не согласен с тем, что к мнению экологов власти не прислушиваются.


"Другое дело, что, может быть, не выполняют все требования. Так это нормально - когда слушают, то есть это диалог, и выполнить требование каждой стороны на 100%, ясно, что нельзя", - заявляет он.


Говоря о проблеме Химкинского леса, Федоров замечает, что "по этой трассе резко увеличены экологические мероприятия, даже в сравнении с предыдущими решениями".


"Надо учитывать и права автомобилистов, и права огромного количества жителей Москвы, Питера и всей страны, которые пользуются этой трассой. Достало их стоять в пробке, дышать этими выхлопными газами, и перегружать экологию того же самого региона этими беспрерывными стояниями", - сказал глава думского комитета по экономической политике в эфире "Утра на Би-би-си".


Ранее созданная по поручению президента РФ Дмитрия Медведева специальная комиссия остановилась на первоначальном проекте, предполагающем прокладку участка магистрали через Химкинский лес, который планируется построить к 2013 году.


При этом было принято решение, что на участке трассы в районе Химкинского леса не будет обычной дорожной инфраструктуры, а на протяжении восьми километров будут поставлены шумозащитные экраны. К тому же, по заверениям властей, проект предусматривает ряд компенсационных выплат экологического ущерба в связи с прокладкой трассы общим объемом 4 млрд рублей.


"Здесь еще очень большой, по всей видимости, коррупционный след, и это многим чиновникам тоже не нравится слышать"


По мнению Федорова, проблемы диалога властей с экологами в большинстве случаев связаны с финансированием экологических организаций из-за рубежа. "Если они опираются только на российский интерес, с ними нормально договариваются и решают все проблемы. Если же у них появляются часть специалистов или часть элементов, которые финансируются из-за рубежа, у них обязательно возникают непреодолимые проблемы в контексте России и обязательно призыв к иностранным государствам оказать на Россию давление. Это абсолютно неконструктивно в плане возможности разговаривать", - сетует Федоров.


Подобные обвинения из уст чиновников, по словам Алексея Книжникова (руководитель программы WWF по экологической политике ТЭК), не перестают удивлять экологическую общественность.


Эколог напоминает, что правительственная комиссия приняла решение 14 декабря, не дождавшись выводов экспертной комиссии, в составе которой работали пять докторов наук и 11 кандидатов наук, все - специалисты в решении транспортных проблем и экологии.


"Мэр Собянин предлагает сейчас в срочном порядке провести реконструкцию Ленинградского шоссе от МКАД до Шереметьево. Он фактически предлагает срочно расширить этот участок трассы, чтобы он слился с уже расширенной Ленинградкой в пределах Москвы. Это всем понятное решение транспортной проблемы, которое можно сделать за год-два. В то же время мы наблюдаем, что правительство, Минтранс уже вырубили под трассу часть леса. Трасса эта сейчас упирается в канал имени Москвы, через который моста нет и не будет в ближайшие пять лет. Кто-то пытается еще нас убедить, что мы действуем против интересов страны. Мы действуем за интересы страны. Другое дело, что здесь еще очень большой, по всей видимости, коррупционный след, и это многим чиновникам тоже не нравится слышать", - отмечает представитель Всемирного фонда дикой природы.


Защита леса и органы опеки


В начале недели экологи заявили о намерении подать в мэрию столицы заявку на проведение 1 марта пикета на Чистых прудах против участия в строительстве автомагистрали Москва-Петербург французской компании-концессионера Vinci.


"Ее не интересуют проблемы экологии", - заявила Интерфаксу лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова. По ее словам, после завершения акции участники планируют вручить сотрудникам российского офиса Vinci документ, в котором будут изложены альтернативные варианты строительства трассы. Одновременно с этим активисты передадут аналогичные документы в офисы компании в Германии и Франции.


На днях Евгения Чирикова сообщила журналистам, что в связи с ее гражданской деятельностью по защите Химкинского леса органы опеки пытаются незаконно отнять у нее детей. По словам Чириковой, ее хотят обвинить в жестоком обращении со своими детьми.


Защитница природы уверена, что таким образом ее пытаются заставить отказаться от борьбы против строительства автомагистрали Москва-Петербург по выбранному проекту.

Рафаэль Сааков
Би-би-си, Москва