.
По состоянию на 30.11.2010
Стратегический план
формирования нормативной правовой базы
для обеспечения развития инновационной экономики
(в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 19 марта 2010 года № 3371-5 ГД)
№п/п |
Содержание |
Ответственный комитет |
|
I. Создание научного предпринимательства |
|||
|
Трансформация учреждений науки в учреждения прикладного научного предпринимательства |
Комитет по бюджету и налогам, Комитет по науке и наукоемким технологиям, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Формирование крупных научных инжиниринговых центров по производству технологий |
Комитет по науке и наукоемким технологиям, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Развитие части четвертой ГК РФ принятием закона о технологиях, совершенствованием патентного права, франчайзинга и других институтов промышленной интеллектуальной собственности. Укрепление института регистрации промышленной интеллектуальной собственности (статус, доступность, обязательность, защита): в т.ч. упрощение процедур, снижение сроков и затрат для отечественных разработчиков, создание региональных филиалов патентных бюро и др. |
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Распространение на государственное финансирование НИОКР принципов контроля механизма государственных капитальных вложений |
Комитет по бюджету и налогам, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Содействие международному патентованию российских результатов научно-технической деятельности и экспорту прав на российские результаты научно-технической деятельности (вариант: развитие положений о госкорпорации «Ростехнологии») |
Комитет по промышленности, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
II. Капитализация интеллектуальной собственности на предприятиях |
|||
|
Введение для предприятий обязательной в структуре их активов минимальной доли нематериальных активов либо иная директивная форма мобилизационного воздействия Примечание: как минимум, любая технология (промышленная, информационная и др.) должна сопровождаться интеллектуальными правами, которые предприятия должно приобретать вместе с оборудованием к технологии. Без приобретения прав пользования интеллектуальной собственностью (по лицензионному договору, договору отчуждения прав или иным путем) использование технологии является незаконным. Поэтому обязательное приобретение прав интеллектуальной собственности требует отражения их в учете предприятия в виде нематериальных активов, в противном случае имеет место незаконное использование технологий. |
Комитет по бюджету и налогам, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Проведение оценки и постановка на учет (на баланс) предприятий имеющейся на предприятиях интеллектуальной собственности, предполагая освобождение от налогообложения выявленных активов (Централизация промышленной интеллектуальной собственности по отраслям) Примечание: значительный потенциал инвентаризации имеют госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом», также Оборонсервис, Оборонпром и др. |
||
|
Запуск новой капитализированной интеллектуальной собственности, оцениваемой на уровне 200 млрд.долл.США, в оборот посредством, как минимум, возможности предоставления под их обеспечение государственных гарантий, запуска банковского механизма залога под обеспечение промышленной интеллектуальной собственности, а также вывода капитализированных предприятий на фондовый рынок, рынок долговых и эмиссионных инструментов. |
||
III. Реформирование бухгалтерского учета |
|||
|
Упрощение бухгалтерского учета с одновременным повышением значения в учетной политике компании учета нематериальных активов, как минимум, до уровня учета материальных активов (ФЗ «О бухгалтерском учете») |
Комитет по бюджету и налогам, Комитет по экономической политике и предпринимательству
|
|
|
Изменение действующего порядка бухгалтерского учета нематериальных активов, полученных в пользование на основании лицензионных договоров, предполагая постановку их на баланс и отражение в активах предприятий Примечание: по действующему порядку нематериальные активы, полученные в пользование на основании лицензионных договоров (являющихся основным механизмом приобретения технологий), учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете, т.е. не отражаются в активах предприятия |
||
|
Введение свободной (определяемой самими предприятиями) амортизационной политики для новых технологий и нематериальных активов |
||
|
Изменение порядка бухгалтерского учета залога только материального имущества по операциям банковского кредитования, предполагая внесение в залог также и прав на интеллектуальную собственность |
||
|
Иные меры в части совершенствования учета нематериальных активов |
||
IV. Создание иных условий для приоритетного развития рынка промышленной интеллектуальной собственности, в т.ч. |
|||
|
Налоговый кодекс РФ Таможенный кодекс РФ и ТС Бюджетный кодекс РФ |
Обеспечение приоритета для разработки, оборота и использования новых технологий (интеллектуальной собственности), устранение барьеров |
Комитет по бюджету и налогам, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
Изменение инвестиционного механизма в промышленности, предполагая принцип начала бизнеса не с материальной базы, а с приобретения промышленной интеллектуальной собственности |
||
|
Введение технических норм и требований, формирующих мотивацию потребления новаций предприятиями (техрегламенты, стандарты) для модернизации и технологического развития предприятий |
Комитет по экономической политике и предпринимательству и профильные комитеты |
|
|
Проект ФЗ «О долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании» |
Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Совершенствование корпоративного законодательства с целью использования внутрикорпоративных механизмов для благоприятствования инновационной деятельности компаний и осуществлению модернизации компаний |
Комитет по финансовому рынку, Комитет по собственности, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Совершенствование законодательства о государственных закупках (в т.ч. оптимизация системы конкурсного отбора исполнителей на осуществление НИОКР; введение обязательного условия об оформлении прав на результаты научно-технической деятельности; учет особенностей выполнения НИОКР, имеющих длительный цикл разработки; учет специфики научной продукции и услуг как товарной продукции; совершенствование формы отчёта о проведённых патентных исследованиях с обоснованием конкурентоспособности ожидаемых результатов НИОКР и рентабельности их дальнейшего использования в гражданском обороте) и закупках продукции и услуг компаниями с государственным участием и государственными корпорациями |
Комитет по строительству и земельным отношениям, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Иные предложения комитетов … |
Комитет … |
|
V. Введение иных инструментов рынка промышленной интеллектуальной собственности, в т.ч. |
|||
|
Развитие инвестиционных банков, осуществляющих кредитование инвестиционных и инновационных проектов, а также задействование механизмов залога интеллектуальной собственности (ФЗ «О банках и банковской деятельности») |
Комитет по финансовому рынку, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Развитие механизма оценки промышленной интеллектуальной собственности (нематериальных активов), формирование компаний-оценщиков промышленной интеллектуальной собственности (ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») |
||
|
Развитие механизма страхования инновационных рисков и интеллектуальной собственности (ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и «О банке развития») |
||
|
Развитие лизинга инновационной продукции (ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)») |
Комитет по собственности, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Законодательное установление механизма «Силиконовой долины» как универсального (для разных субъектов РФ) при обеспечении достаточной прозрачности деятельности резидентов |
Комитет по бюджету и налогам, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Введение специального правового режима для компаний, в составе активов которых преимущественная доля приходится на промышленную интеллектуальную собственность |
Комитет по экономической политике и предпринимательству и профильные комитеты |
|
|
Развитие саморегулирования патентных поверенных, передача им полномочий |
Комитет по собственности, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Иные предложения комитетов … |
Комитет… |
|
VI. в т.ч. первоочередные меры |
|||
|
Предоставление под обеспечение интеллектуальной собственности государственных гарантий на сумму до 1 трлн.рублей на формирование рынка промышленной интеллектуальной собственности |
Комитет по бюджету и налогам, Комитет по экономической политике и предпринимательству |
|
|
Распространение на государственное финансирование НИОКР принципов контроля механизма государственных капитальных вложений |
||
|
Проведение оценки и постановка на учет (на баланс) предприятий имеющейся на предприятиях интеллектуальной собственности, предполагая освобождение от налогообложения выявленных активов (Централизация промышленной интеллектуальной собственности по отраслям) |
3 целевых индикатора реализации Стратегического плана:
I. Объемы продаж промышленной интеллектуальной собственности
II. Капитализация промышленной интеллектуальной собственности на предприятиях
III. Формирование нового профессионального класса трудовой деятельности
Приложение 1
Проекты федеральных законов с новым предметом регулирования
№ п/п |
Наименование законодательного акта РФ |
Примечание |
1. |
О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации (варианты: О национальной инновационной системе, Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации) |
законодательное закрепление основных понятий, целей, принципов и задач развития национальной инновационной системы; правовое регулирование инновационной деятельности и государственной политики в этой сфере, определение инновационной инфраструктуры и институтов инновационной деятельности; законодательное закрепление системы мер, механизмов и условий государственной поддержки инноваций (инвестиций в новации), развития рынка интеллектуальной собственности в экономике |
2. |
О технологиях |
законодательное определение и развитие правового регулирования института технологий (в том числе его соотнесение с такими охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), программы для ЭВМ, базы данных, а также с неохраняемыми - техническими данными, иной информацией); развитие правового режима оборота технологий и системы их государственной защиты и поддержки использования |
3. |
О долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании |
установление основ стратегического планирования социально-экономического развития РФ, создания целостной системы государственного стратегического управления, координации деятельности органов исполнительной власти по достижению приоритетных целей, стратегического контроля достижения целевых и плановых значений показателей |
4. |
О венчурном инвестировании инновационной деятельности |
установление законодательных основ для развития венчурного инвестирования в перспективные инновационные проекты, определение механизмов страхования венчурных вложений в высокотехнологичные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; определение круга субъектов, занимающихся венчурным финансированием, установление требований к осуществлению такой деятельности; определение видов допустимых сделок и ограничений для венчурных вложений, обязанности по раскрытию информации и отчетности, а также системы надзора за деятельностью венчурных компаний (фондов) |
5. |
Об интеграции науки и инновационного образования |
законодательное определение инновационного образования, развитие форм взаимодействия науки и инновационного образования, поддержка развития непрерывного профессионального образования и повышения квалификации |
6. |
О государственной компании по содействию международному патентованию российских результатов научно-технической деятельности и экспорту прав на них |
определение (создание новой или уполномочивание действующей) специальной государственной компании, осуществляющей консультационную, организационную и финансовую помощь в международном патентовании резидентами Российской Федерации результатов научно-технической деятельности и экспорте прав на них |
7. |
О технопарках |
законодательное установление принципов создания и функционирования технопарков, как небольших участков территории с высокой концентрацией высокотехнологичных производств; создание правовых условий для их развития, модернизации их промышленно-производственной базы; определение механизмов и условий их государственной поддержки |
8. |
О частной практике |
законодательное установление принципов осуществления обособленного от предпринимательства вида деятельности физических лиц, не требующего системы допуска и контроля, действующей в отношении предпринимательской деятельности; создание правовых условий для развития гражданской инициативы, творчества и активности граждан |
Приложение 2
Базовое законодательство Российской Федерации в сфере экономики, требующее переработки для обеспечения развития инновационной экономики