.
Кратко
о Стратегическом плане формирования нормативной правовой базы
для обеспечения развития инновационной экономики
«Есть необходимость поменять экономику…» Д.А.Медведев, 28.12.2009
Первоочередные меры:
- проведение оценки и постановка на учет (на баланс) предприятий име-ющейся на предприятиях интеллектуальной собственности, предполагая освобождение от налогообложения выявленных активов (централизация промышленной интеллектуальной собственности по отраслям и её капитализация на предприятиях);
- предоставление под обеспечение интеллектуальной собственности предприятий государственных гарантий на сумму до 1 трлн.рублей на формирование рынка промышленной интеллектуальной собственности;
- запуск банковского механизма залога под обеспечение промышленной интеллектуальной собственности;
- распространение на государственное финансирование НИОКР принципов контроля механизма государственных капитальных вложений;
- устранение системных барьеров в сфере оборота прав на промышлен-ную интеллектуальную собственность (административных, налоговых, тамо-женно-тарифных, упрощение процедур патентования и др.), в том числе в приобретении и продаже технологий за рубежом.
Иные системные меры по запуску новых специальных рыночных ин-струментов и механизмов развития инновационной экономики, прежде всего:
- создание научного предпринимательства, в том числе трансформация учреждений науки в учреждения прикладного научного предпринимательства путём формирования инновационных бизнес-центров, крупных научных инжиниринговых центров по производству технологий;
- капитализация интеллектуальной собственности на предприятиях, в том числе восстановление принципа законности использования на предприятиях технологий (обязательность в структуре их активов минимальной доли нематериальных активов);
- реформирование бухгалтерского учета, в том числе повышение значе-ния в учетной политике компании учета нематериальных активов, как мини-мум, до уровня учета материальных активов;
- изменение инвестиционного механизма в промышленности, предпола-гая принцип начала бизнеса не с материальной базы, а с приобретения про-мышленной интеллектуальной собственности;
- постепенное введение системы экономических стандартов (системы по-казателей рынка интеллектуальной собственности (ИС) применительно к предприятиям: доля ИС в активах предприятия, доля затрат на ИС, объемы продаж ИС и др.);
- принятие необходимых правовых норм в различных отраслях права, учитывающих специфику оборота прав на результаты интеллектуальной дея-тельности и необходимость приоритетного развития рынка промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии).
По предварительной экспертной оценке, помимо принятия около десятка специальных федеральных законов с новым предметом регулирования, необходима переработка 113 федеральных законов, затрагивающих сферу экономики.
Эти направления перехода к инновационному типу экономики предполагают, по сути, создание новой экономической среды, в том числе в таких сферах и системах, как налоговая, таможенная, бюджетная, правоохранительная, судебная, регистрационная (прежде всего, в части обеспечения фундаментальной защиты собственности), требуют принятия решений исключительно системного характера и, прежде всего, ускоренного и системного формирования необходимой федеральной нормативно-правовой базы.
3 целевых индикатора реализации Стратегического плана:
I. Объемы продаж промышленной интеллектуальной собственности
II. Капитализация промышленной интеллектуальной собственности на предприятиях
III. Формирование нового профессионального класса трудовой деятельности
P.S. Ответственные федеральные органы исполнительной власти: Минэ-кономразвития России, Минфин России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минсельхоз России, ФАС России, ФСТ России, ФТС России, Роспатент, Роснаука.