Комментарии

Евгений Федоров о регулировании игорного бизнеса

Принятие мер по совершенствованию правового регулирования игорного бизнеса назрело давно. Несмотря на довольно долгий срок своего легального существования в России, игорный бизнес до последнего времени оставался законодательно не урегулированной отраслью предпринимательства. В результате число объектов игорного бизнеса росло стремительными темпами, в местах расположения игорного бизнеса не обеспечивалась надлежащая охрана игроков, не ограничивалось участие в азартных играх детей и подростков.

Вступивший в силу с 1 января 2007 Федеральный закон N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» направлен на изменение ситуации, сокращение числа игорных заведений и ограничение их доступности. Он ужесточает требования к расположению игорных заведений, запрещает проводить азартные игры с использованием телекоммуникационных сетей, в том числе, Интернета, а также мобильных средств связи.

С даты вступления закона в силу, то есть с 1 января 2007 года, должна быть прекращена выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации азартных игр и пари. При этом до 1 июля 2007 года будут закрыты те игорные заведения, которые не соответствуют указанным в законе критериям. Это требование о размере чистых активов, минимально допустимой площади обслуживания, месте расположения игорного заведения и др. Таким образом, закон поэтапно вводит субъекты игорного бизнеса в новые условия правового регулирования и уже на первом этапе реализации решает проблему сокращения числа игорных заведений в городах.

Игорные заведения, соответствующие требованиям закона вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года. С 1 же июля 2009 года игорные заведения смогут работать исключительно на территории игорных зон, созданных в субъектах, указанных непосредственно в законе. Это Алтайский, Приморский край, Калининградская область, а также Ростовская область и Краснодарский край, которые будут входить в одну игорную зону. Выбор именно этих субъектов предопределен целым рядом обстоятельств, таких как, местоположение, социальные, экономические показатели, и, наконец, желание самого субъекта.

Что касается порядка создания, ликвидации игорных зон, их наименования, где конкретно на территории названных субъектов будет располагаться игорная зона, то эти вопросы должны быть определены Правительством РФ на основании предложений органов власти субъектов РФ. На сегодняшний день постановление Правительства о порядке расположения игорных зон находится в процессе подготовки, оно должно появиться до 1 июля (этот срок установлен законом), но предложения от регионов уже известны.

Вообще хочется отметить, что эффективность закона во многом зависит от реализации его норм на местах. По имеющейся информации почти треть субъектов федерации приняли решение запретить на своих территориях деятельность игорных заведений досрочно, ранее общеустановленного законом срока. Такое решение принято, в частности, в Красноярском крае, Архангельской, Курганской, Омской, Челябинской областях. С 1 июля 2007 года игорные заведения прекратят свою работу почти во всех республиках Северного Кавказа. В Татарстане и Чеченской республике запреты введены еще до принятия федерального закона. Парад неприятия игорного бизнеса свидетельствует о поддержке проводимой в этой области федеральной политики. Отмечу, что закон дает региональным властям возможность принять подобное решение до 1 июля 2007 года. Это право в свое время, при рассмотрении документа в Думе, горячо отстаивалось депутатами. Позиция парламентариев основывалась на поступивших отзывах регионов. Норма о возможности досрочного запрета дает возможность субъектам самостоятельно, исходя из сложившегося состояния игорного бизнеса в конкретном регионе, отношения его жителей к этой неоднозначной сфере предпринимательства, определить срок, с которого начнет действовать запрет на азартные игры. Принимая во внимание многочисленность подобных решений субъектов можно говорить о достижении главной цели закона - сокращении в стране числа игорных заведений и ограничении их доступности уже с июля 2007 года. Тем более, что с этой даты будут закрыты все игорные заведения, не отвечающие установленным в законе критериям.

Проверки на соответствие действующих игорных заведений нормам закона уже прошли во множестве регионов Росси. В частности, в Москве, где из действующих 800 игорных заведений по разным сведениям около 300 не соответствуют требованиям закона и подлежат закрытию. Аналогичные проверки, я знаю, прошли в Армавире, где уже приостановлена деятельность 12 игорных заведений. В Новосибирской области создана рабочая группа, которая будет контролировать ход реализации закона на территории области, разрабатывать и утверждать оперативные мероприятия по регулированию деятельности организаций игорного бизнеса, осуществлять контроль за их деятельностью.

Таким образом, можно констатировать, что нравственный аспект постепенно перевешает доходную составляющую деятельности игорных заведений.