Депутаты Комитета комментирует послание Д.А.Медведева Федеральному собранию.

Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров о Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Послание Президента дает новый, в том числе и политический импульс для осуществления инновационного прорыва отечественной экономики. Президент подтвердил намерение власти жестко следовать выбранной стратегической цели – скорейшему переходу страны на инновационный путь развития и указал на необходимость создания рынка идей, изобретений, открытий. Для модернизации экономики России не хватает именно рынка интеллектуальной собственности. Поэтому в балансе наших предприятий интеллектуальных собственности в сотни раз меньше, чем у предприятий в странах с инновационной экономикой.

Для опережающей модернизации, для осуществления инновационного прорыва, России необходимо наладить сбыт (оборот) технологий и патентов. Если оценить новации, защитить права на них, признаваемые во всем мире – ученые, изобретатели, инвесторы в сфере новаций всех стран начнут пользоваться российской юрисдикцией – регистрировать патенты, технологии, бренды, ноу-хау и прочие результаты интеллектуальной деятельности. Соответственно подтянутся инвесторы, которые вначале воспользуются инвестиционной средой, а затем будут вкладывать в российскую науку, подтянутся ученые, изобретатели, разработчики.

Необходимо также создать действенный механизм отечественной грандовой поддержки инноваций на конкурсной основе и продолжить работу над развитием законодательства в сфере поддержки инновационного сектора экономики в малом бизнесе. Инновационный прорыв требует немалых ресурсов, поэтому нужно всячески поддерживать поступления иностранных инвестиций в инновационные производства, максимально сняв барьеры в таможенном, налоговом, отраслевом законодательстве, в системе регистрации, в технических нормах и требованиях. Наша страна в перспективе может и должна стать лучшим местом для создания брендов, новаций, защита которых в самой высокой степени будет обеспечена по всему миру.

Правительство подготовило экономику страны к переходу в новое качество – в экономику инновационного типа и сейчас важно расширить подходы, не только стимулируя инновации, но и запуская инструменты и механизмы развития рынка интеллектуальной собственности и потребления новаций, технологий. Настало время запуска, по сути, нового рынка, центральным звеном которого должен стать рынок промышленной интеллектуальной собственности, прежде всего, прав на технологии. Сегодня необходимы решения системного характера, в том числе в законодательстве, по двум главным направлениям: • развитие рынка промышленной интеллектуальной собственности: устранение системных барьеров в сфере оборота прав на промышленную интеллектуальную собственность (административных, налоговых, таможенно-тарифных, упрощение процедур патентования и др.), в том числе во внешнеторговой деятельности. • развитие потребления новаций: введение системы технических норм и требований, формирующих мотивацию потребления новаций предприятиями (техрегламенты, стандарты), и экономических стандартов».

«И очень важно, что следует из Послания Президента, политическая стратегия не предполагает жесткой мобилизации сил и средств, как это было в годы плановой экономики, а основывается на развитии демократии, свободы предпринимательства, раскрытия всесторонних способностей личности, реформировании всех сторон нашей жизни и создании эффективного гражданского общества», - отметил Федоров.

 

Виктор Звагельский: «Уверен, что нам удастся выполнить задачу, поставленную Президентом страны. И в скором времени Россия войдет в число мировых экономических лидеров как равноправный, конкурентоспособный участник экономического пространства, располагающий сильной, инновационной экономикой. Однако для этого необходимо задействовать не только экономические и политические рычаги, но и все силы гражданского общества страны, общественные институты, саморегулируемые организации.

Наш основной ресурс – это граждане России, их творческий потенциал, их предпринимательские таланты, их вера в себя и свою страну. Именно поэтому так важно правильно выстроить и поддержать систему образования, здравоохранения, всю социальную сферу. Мне представляются крайне важными слова Президента о том, что стимулирование производства отечественных лекарств и оборудования будет осуществлено, в том числе, через госзакупки. "Уже через 5 лет доля отечественной продукции на лекарственном рынке должна составить не менее четверти, а к 2020 году - более половины всех препаратов. Вот в чем цель", - заявил Президент.

Также он поручил разработать и внести в Государственную Думу проект закона, регулирующего порядок обращения лекарственных средств, и требования к их безопасности. "Мы обязаны оградить людей от поддельных фальшивых лекарств", - добавил он. Социальная значимость этого сектора экономики крайне высока, все население страны зависит от состояния фармацевтического рынка. Ведь качество и доступность лекарственных средств в аптеках страны сказывается не только на здоровье граждан, но и на уровне их жизни в целом. При этом фармацевтическая отрасль – пожалуй, самая специфическая с точки зрения дебюрократизации.

Один из самых болезненных вопросов - проблема стандартизации и регулирования отрасли. Все участники фармрынка отмечают, с одной стороны, переизбыток административных барьеров, с другой стороны – недостаток необходимых правил и определений. Такая ситуация на руку недобросовестным участникам. Особенно учитывая, что в условиях мирового финансового кризиса значительно обострилась проблема обращения фальсифицированных лекарственных средств. Контрафактные лекарства сегодня заполонили рынок, создавая угрозу здоровью граждан. Наша обязанность - положить этому конец. Для эффективного функционирования отрасли должны быть разработаны технический регламент, национальные и специальные стандарты, обеспечивающие эффективность, безопасность и качество лекарственных средств.

Должен быть актуализирован и закон «О лекарственных средствах». Важнейшим фактором успеха в этой работе мы видим взаимодействие законодательной и исполнительной власти с предпринимательскими объединениями. Сейчас как никогда ясно, что основной задачей государственных и общественных институтов является создание целостной системы нормативно-технического обеспечения обращения лекарственных средств, направленной на ее эффективное функционирование».