Евгений Федоров : "Необходимо четко разделить компетенции в вопросе установления тарифов и ответственности".

Сегодня в Госдуме пройдут Парламентские слушания «Совершенствование законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров: «В сфере государственного регулирования цен (тарифов) действует порядка 100 актов федеральных органов исполнительной власти и около тысячи нормативно-правовых актов других уровней исполнительной власти.

Получается, что вопрос сегодня в большей степени заключается не в отсутствии законодательства, а в его применении исполнительной властью. Магистральный путь сокращения цен (тарифов) – это сокращение количества сфер деятельности, где у нас действуют монополии, создание там конкуренции, новых конкурентных рынков. Там, где это пока не удается, требуется рассмотреть возможность введения ограничения норм прибыли в отдельных монопольных инфраструктурных секторах. Мы также понимаем, что развитие долгосрочных методов регулирования, ориентированных на качество предоставления услуг, на защиту потребителей от монопольного повышения цен – основная задача. Поэтому вторым ключевым моментом является постепенная смена действующей методики определения цен и тарифов – от методики затрат к экономическим стандартам. И здесь нужно опираться на: - плановое задание по сокращению издержек производства; - принуждение монополий к введению новых технологий (это автоматически меняет всю структуру затрат, их уровень); - тщательный анализ затрат, формирующих тарифы, анализ инвестиционных программ (затраты на которые включаются в цены и тарифы); - на повышение энергоэффективности и снижение энергоемкости; - на другие составляющие инновационного развития. Также надо последовательно ликвидировать перекрестное субсидирование. Кроме того, система сдержек и противовесов в регулировании тарифов нуждается в усилении государственных позиций, укреплении органов власти, повышении их полномочий для усиления контроля за формированием тарифов; повышения компетентности государственных и местных тарифных служб - при одновременном обеспечении действенности механизма общественного представительства в соответствующих региональных и муниципальных комиссиях.

Федоров также добавил: «Необходимо четко разделить компетенции в вопросе установления тарифов и ответственности. В сложившейся многоуровневой системе принимают участие Федеральные органы исполнительной власти, субъекты Федерации и органы местного самоуправления. И неправильно, когда одни и те же органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают методики расчета экономически обоснованных затрат и на их основе устанавливают сами цены и тарифы».

 

Виктор Звагельский: «Вопрос очень многоплановый, многоуровневый. От четкости его решения зависит конкурентоспособность российской экономики и ее перевод на инновационный путь развития. В тоже время при непродуманном государственном регулировании цен и тарифов мы можем получить обратный эффект - дестабилизировать социально-политическую стабильность в стране, особенно в условиях финансово-экономического кризиса. Помимо прочего, мы должны в корне переработать механизм общественного представительства в соответствующих региональных и муниципальных комиссиях по ценам и тарифам, поскольку сегодня остро ощущается недостаток доступа общественности к их деятельности. Нужно рассмотреть вопрос об установлении на федеральном уровне соответствующих правил и требований, единого порядка. Представители бизнеса, политических партий, законодательных собраний, просто населения должны иметь возможность не только получить полную информацию о принятых решениях, но и возможность провести свой анализ тех или иных принимаемых решений по повышению цен и тарифов. Нужна реальная, действующая обратная связь».