Доклад Евгения Федорова на круглом столе: «Совершенствование антимонопольных механизмов защиты интересов предприятий в нефтяной и нефтехимической промышленности»

Выступление на круглом столе «Совершенствование антимонопольных механизмов защиты интересов предприятий в нефтяной и нефтехимической промышленности» 22 сентября 2009 года, г. Москва.

 

Уважаемые участники Круглого стола!

В условиях экономической нестабильности важнейшей задачей органов государственной власти и деловых кругов России становится поиск эффективных решений по восстановлению темпов экономического роста и переходу от экспорта сырья к экспорту товаров с высокой степенью переработки. В частности, ощутимый экономический эффект от подобного перехода может быть достигнут в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Однако уровень развития конкуренции в указанных отраслях российской промышленности продолжает оставаться низким, в том числе в силу несовершенства механизмов защиты прав и законных интересов малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в указанной сфере.

Сегодня в России средний и малый бизнес в нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности испытывает монопольное давление крупных компаний во всех звеньях отрасли – в добыче, переработке, транспортировке, производстве нефтехимической продукции и конечной продукции из нефтехимического сырья, востребованных на внутреннем и мировом рынках. В нефтедобывающей отрасли десятки наиболее успешных ранее независимых нефтяных компаний в последние годы поглощены или контролируются крупными компаниями. Процесс снижения доли малых компаний в разведке и добыче продолжается - если в 2000-2002 годах малых и средних компаний насчитывалось порядка 80-100, то в настоящее время их присутствует на рынке порядка 10. При этом малые и средние предприятия осваивают, как правило, мелкие и мельчайшие месторождения, занимая собственную узкую нишу и не создавая конкуренции крупным нефтедобывающим компаниям. Например, в 2002 г. в нефтяной отрасли малыми и средними предприятиями разрабатывались 367 участков недр, из которых 34% относились к мелким и 64% - к мельчайшим. Следует отметить, что дальнейшее сокращение числа малых и средних предприятий, занятых в отрасли, фактически приведет к потере остаточных запасов выработанных месторождений и недополучению бюджетами всех уровней налоговых отчислений с прибыли от реализации подобных остатков сырья.

Поэтому для поддержки малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли на сегодняшнем этапе развития необходимо создавать независимые современные нефтехимические комплексы с глубиной переработки не менее 85%, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Это позволит укрепить малый и средний бизнес нефтяной отрасли за счет организации выпуска конкурентоспособной продукции, которая будет востребована не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Кроме того, строительство и последующая эксплуатация таких комплексов дадут ощутимый импульс процессу создания значительного количества дополнительных рабочих мест, что особенно важно для жителей проблемных регионов Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Западной Сибири. Задача по созданию таких комплексов была поставлена Председателем Правительства Российской Федерации на совещаниях в городах Северодвинске и Кириши в 2008-2009 годах. Однако на практике реализация таких проектов сталкивается с большими трудностями. К примеру, наличие серьезных административных барьеров на протяжение более чем пяти лет является основным препятствием для реализации инвестиционного проекта по строительству Кингисеппского нефтехимического комплекса в Ленинградской области.

Исходя из вышеизложенного, предлагается обозначить в качестве основной цели «круглого стола» выработку предложений по совершенствованию законодательства в области развития конкуренции и стимулирования создания независимых нефтехимических комплексов, и детально обсудить упомянутые вопросы в ходе заседания.