Коротко о главном

  • О стране

Россия - великая страна, богатая своей историей, культурой, выдающимися деятелями науки и искусства, и я верю в ее великое будущее. Это дает мне возможность гордиться своей Родиной, где бы я ни находился. У России есть колоссальные возможности для развития, есть огромный потенциал, который надо эффективно реализовать для улучшения жизни людей.

  • Об экономическом курсе

В начале 1990-х годов экономика России находилась в состоянии выживания, в 2000-е годы, с приходом Путина, мы перешли к ситуации стабильности. При этом само слово "стабильность" должно подразумевать переход к развитию. Главное для государства - не законсервировать стабильность. Для чего требуется мощное политическое лидерство, структурные преобразования и продуманная экономическая политика. Продуманная, в смысле основанная на долгосрочном стратегическом планировании и направленная на стимулирование роста инвестиций в производственную инфраструктуру, в развитие инноваций, улучшение конкурентной среды для бизнеса, повышение его доверия к государству. И самое главное, о чем нужно всегда помнить, цель экономического курса - повышение благосостояния жителей России. С этой позиции должны оцениваться любые экономические начинания.

  • О планах


То, что уже сейчас принято политическое решение по налоговой системе,  это краеугольный камень. Однако просто невозможно обойтись одним законом.  Понятно, что нам потребуется создать большое количество законов, регулирующих оборот нематериальных активов.

Необходимо поднять уровень значимости  нематериальной собственности до уровня материальной. Идеи и технологии должны приносить больше прибыли, чем добыча нефти и газа. К 2020 году оборот нематериальных активов должен быть сопоставим с оборотом активов материальных. 

 

Третьим шагом должно стать решение вопроса  защиты собственности. Сегодняшнее состояние  законодательства в этой сфере угнетающе действует на развитие бизнеса в стране, тем более бизнеса, связанного с передовыми  технологиями. Собственник должен  быть уверен, что его завод завтра не отнимут. Поэтому предстоит  проработать  весь блок, связанный  с защитой собственности. Здесь мы выходим и на реформу судебной системы, и на все вопросы,  связанные с собственностью. Эти проблемы нужно было решить еще лет  пять лет назад, однако тогда нам не удалось это сделать. Когда формировалась российская экономическая модель колониального характера, были пропущены целые блоки.  Причем, не случайно. Когда говорят, что там ошибка, неправильно написан закон, то это неправда, просто в то время  была другая экономическая политика. Основная часть законов в 90-е годы была написана на иностранные деньги. Должен признать, что значительная часть этих законов приемлема.  Но остальная часть выстроена под другую архитектуру экономики,  и такие законы мы будем переписывать под логику национального - а это значит  инновационного - развития страны.

  • О диверсификации

Сегодня экономические успехи России предопределяются в основном благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на рынках энергоносителей. При этом сохраняются существенные отраслевые диспропорции. Поэтому сегодня перед нами стоят сложнейшие задачи повышения качества экономического роста и диверсификации национальной экономики. Дальнейшее развитие страны в условиях глобальной конкуренции зависит, прежде всего, от того, сможем ли мы изменить модель роста национальной экономики, то есть - обеспечить ее структурную модернизацию.

Российской экономике необходимо укреплять производственный потенциал обрабатывающих отраслей промышленности, повышать качество и, соответственно, конкурентоспособность продукции российских предприятий. По-прежнему актуальными остаются задачи повышения степени передела экспортируемой продукции топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической промышленности, лесного комплекса. Устойчивый экономический рост требует и опережающего развития инфраструктурных отраслей, состояние которых во многом стало его ограничителем.

В условиях накопившегося технологического отставания России от индустриально развитых стран нецелесообразно пытаться восстанавливать весь спектр высоких технологий. Нам необходимо сконцентрироваться на тех направлениях, в которых Россия либо уже является, либо реально может стать мировым лидером, а также направлениях, критически важных для обеспечения национальной безопасности.

  • О малом предпринимательстве

Малое предпринимательство - ключевой элемент развития экономики государства. К сожалению, сегодня отечественный малый бизнес находится в «придушенном» состоянии и работает в лучшем случае на четверть возможного. Его вклад в ВВП России всего 11 %, в то время как у ведущих стран мира этот показатель составляет порядка 50 %. Это является следствием сложившихся в нашей стране правил игры, культуры и делового климата. Социально-экономическая ситуация выталкивает работников малых предприятий в сферу посреднической деятельности, малый бизнес вынужден концентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для собственного выживания направлениях деятельности. Половина всех малых предприятий в стране работает в торговле, значительно меньшее количество занимается обрабатывающим производством и строительством. Во всех остальных отраслях число малых предприятий незначительно. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий.

В этой связи в настоящее время идет работа над новым законом, направленным на поддержку малого и среднего предпринимательства в России. Вместе с тем, улучшение условий для малого бизнеса не сводится только к скорому принятию этого долгожданного документа. Дальнейшие изменения невозможны без дальнейших изменений политического и экономического характера. Мы долго запрягали. Это лишь первый шаг. По настоящему развитие пойдет, когда будет выполнено поручение Президента о системных изменениях в экономике. Это задача следующего политического цикла.

  • Об интеграции

Интеграция в глобальное экономическое пространство имеет важное экономическое, да и политическое значение, это наш курс. Однако, Россия не стремится участвовать в международных организациях любой ценой. Мы готовы интегрироваться только на выгодных для нас условиях, на условиях, удобных для национальной экономики.

Для нас присоединение к ВТО является задачей, но не самоцелью. В этом процессе необходимо всесторонне взвешенно учитывать интересы как промышленного, аграрного и финансового секторов, так и потребителей. Именно поэтому российская сторона не идет в переговорном процессе на значительные уступки странам, выдвигающим дополнительные требования, которые могут нанести существенный ущерб национальной экономике.

Необходимо отметить, что ВТО является далеко не единственным ориентиром внешнеэкономической политики России. Активно развивается наше сотрудничество с Евросоюзом, с Ассоциацией стран Юго-восточной Азии, успешно развивались отношения в рамках Азиатско-тихоокеанского сотрудничества, двустороннее торгово-экономическое партнерство с самыми разными государствами.

  • Об энергетике

Энергетика, не справляясь с обеспечением задач экономического роста, сегодня, к сожалению, является сдерживающим фактором развития российской экономики. Глобализация рынков энергоресурсов благодаря принципиально новым информационным технологиям, потребности стран в крупных капиталовложениях в разработку новых источников энергии и новых способов ее преобразования остро ставит задачу по развитию научно-технического потенциала энергетической отрасли России. При этом важно сохранить главное достояние нашей энергетики - ее системность, так как она развивалась по единому глобальному плану развития, продолжением которого должен стать ГОЭЛРО - 2, основанный на принципах рациональности и энергобезопасности.

  • Об инновациях

Спрос на инновации является ключевым фактором, который влияет на процесс получения выгод от научных разработок. И сегодня мы видим: спрос есть, Россия готова к инновациям. Налицо и государственная поддержка этой сферы, понимание на государственном уровне необходимости повышать инновационное качество национальной экономики. Действует закон «Об особых экономических зонах». В 2006 году утверждена программа развития технопарков, в которой участвуют семь регионов. Только в 2007 году в федеральном бюджете на развитие технопарков заложено 2 млрд рублей.

Вопрос о совершенствовании налогового законодательства в части поддержки предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, должен стать отправным моментом для системных преобразований экономической модели, опорой которой станут высокотехнологичные отрасли. Необходимо расширить возможности применения механизма «налоговых каникул», поддержку организаций-экспортеров наукоемкой промышленной продукции путем выделения финансовых средств на госгарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам под экспортные контракты, предусмотреть применение ускоренной амортизации на вновь вводимое в эксплуатацию оборудование, реструктуризацию просроченной задолженности по налогам для предприятий, относимых к категории стратегических.

  • О торговле

Немаловажным направлением экономической политики является регулирование деятельности в сфере торговли. Не секрет, что состояние конечного потребительского рынка во многом стало барьером для развития отечественного производства. Именно поэтому Государственной Думой в конце прошлого года был принят Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Предусмотренное этим законом упорядочение отношений розничных рынках будет способствовать более эффективному обеспечению прав и законных интересов субъектов торговой деятельности, поддержке отечественных товаропроизводителей, защите прав потребителей, а также предотвращению и пресечению правонарушений в сфере организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям.

И это только первый шаг. В планах - дальнейшее совершенствование законодательства о торговле. Прежде всего, мы планируем принять базовый закон «О торговле», некий «торговый кодекс», устанавливающий основополагающие нормы для торговой сферы.

  • Об инвестициях

Ежегодное увеличение объема инвестиций в экономику России становится в последнее время положительной закономерностью. Задача государства состоит в том, чтобы поддержать и развить эти тенденции как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Также необходимо создать условия для вовлечения в реальную экономику части средств Стабилизационного фонда, из которого по планам Правительства будет выделен фонд будущих поколений. Мы должны оставить будущим поколениям не мешки с деньгами, а благоустроенную страну, рентабельно работающие предприятия, развитую социальную сферу, в общем все то, без чего Россия не может называться могучей и процветающей державой.

Субъекты РФ имеют сегодня большой инвестиционный потенциал. По состоянию на начало 2007 года Институтом региональной политики выявлено 304 индустриальных инвестиционных проекта, планируемых к реализации в 64 субъектах РФ на общую сумму 400,5 млрд. долларов США, со сроками их реализации до 2010-2020 годов.

В этих условиях помощь федерального центра регионам должна заключаться в создании условий для повышения самостоятельности, инициативности и ответственности региональных органов власти в развитии вверенной территории.

  • О роли государства в экономике

Присутствие государства в экономике обязательно, без этого она не может быть эффективной. Вопрос в том, в каких функциях должно выражаться это присутствие. И здесь важно, чтобы государство, минимизировав вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, смогло максимально результативно играть регулятивную роль.

В то же время есть ряд секторов, где монопольное присутствие государства необходимо с точки зрения обеспечения безопасности и обороны. В конкурентных же секторах бизнесу нужно предоставить максимально прозрачные правила игры, создать равные условия для конкуренции.

 

 

Евгений Фёдоров,
Предеседатель Комитета
по экономической политике и
предпринимательству.