Практически все договоренности по ВТО нуждаются в пересмотре.

Минэкономразвития по поручению премьер-министра Владимира Путина проводит ревизию двусторонних соглашений России с другими государствами об условиях допуска нашей страны в ВТО. В течение недели, максимум двух планируется завершить анализ и составить список подлежащих пересмотру "проблемных" договоренностей, выполнение обязательств по которым ограничивают интересы России. Судя по интервью директора департамента торговых переговоров МЭР Максима Медведкова "Независимой газете" от 28 августа, количество таких соглашений, скорее всего, не будет значительным. И это вряд ли приведет к серьезному пересмотру результатов переговорного процесса. Однако в Госдуме придерживаются более жесткой позиции. Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров в интервью ИА "РосФинКом" сегодня, 28 августа, заявил, что многие протоколы и договоренности, которые были приняты за 12 лет переговоров, уже устарели и подлежат пересмотру.

ИА "РосФинКом": Евгений Алексеевич, какие соглашения, заключенные в ходе переговорного процесса с партнерами из ВТО, ограничивают интересы России?

Слава богу, мы не успели вступить в ВТО, поэтому речь идет только о договоренностях. В ходе переговоров мы все время ощущали, что наши партнеры были против существенного изменения российского законодательства в сфере инноваций. В ВТО действует режим анализа законодательства страны, вступающей в эту организацию, и в рамках такого регламента партнеры настаивали на том, что нам нельзя значительно менять законы, регулирующие сферу развития высоких технологий. Прежде всего те, которые направлены на реализацию планов по переходу на инновационную модель экономики. Нам говорили, что если мы будем принимать такого рода законы, то нужно пересматривать все законодательство, которое уже зафиксировано совместными экспертами. Тогда переговорный процесс возвратиться на несколько лет назад.

Кроме того, существуют очень острые моменты в лесной промышленности и сельском хозяйстве. Ранее правительство РФ повышало барьеры защитных таможенных пошлин в интересах отечественных товаропроизводителей. Однако ВТО по инициативе Финляндии и еще нескольких стран, заявлявших о том, что это полностью противоречит предварительным договоренностям, заняла жесткую, в том числе и публично, позицию. Поэтому в ряде случаев мы договорились, что не будет защитных барьеров и на продукцию лесной и сельскохозяйственной отраслей. Очевидно, что, снимая такие ограничения, мы не можем эффективно защитить свой рынок. И пока Россия не присоединилась к ВТО, такие договоренности нам придется пересматривать.

А главное - необходимо изменить сами принципы взаимоотношений в сфере вступления в ВТО. Нам не нужно соглашаться со всеми предложениями наших партнеров, которые они нам называли в течение 12 лет ведения переговоров.

ИА "РосФинКом": Поясните, какие принципы взаимоотношений между Россией и участниками переговорного процесса вы считаете наиболее приемлемыми для нашей страны?

Вообще весь баланс переговорного процесса по ВТО базируется на договоренностях 12-летней давности. Естественно, весь основной массив этих договоренностей надо пересматривать с учетом развития и мировой, и российской экономики. Наверное, необходимо переподписывать многие протоколы, которые были заключены в рамках этих договоренностей. Это, конечно, большая работа, но важнее интересы экономики России, чем какие-то дополнительные объемы работ. В целом Россия должна вступать в ВТО не сырьевой страной, чего от нас ждут партнеры по переговорам исходя из тех многочисленных протоколов, которые сложились к настоящему моменту, а страной со структурой высокотехнологичной экономики, как, допустим, европейские государства. Это заставляет в принципе по-другому взглянуть практически на все соглашения, достигнутые Россией в рамках вступления в торговую организацию.

ИА "РосФинКом": Не отодвинет ли такое кардинальное решение проблемы вступление России в ВТО на более долгосрочную перспективу?

Прежде всего, нам надо выработать четкую позицию в вопросе присоединения к ВТО исходя из стратегии социально-экономического развития страны, хотя бы до 2020 г. В соответствии с этой стратегией мы должны определить, какую экономику мы хотим видеть через 12 лет, и выработать критерии переговорного процесса в каждой конкретной отрасли. И вот тогда с этим большим пакетом документов можно выходить на переговоры и уже по-новому пройти весь процесс вступления в ВТО.

Уверен, что мы договоримся с нашими партнерами, поскольку этот процесс имеет взаимный интерес, а политические аспекты, которые сейчас довлеют вокруг всей истории присоединения к ВТО, я уверен, через пару лет просто уйдут. Именно в силу того, что Россия будет не ведомой страной, а полноправным участником переговорного процесса.