Евгений Федоров: При создании инновационной экономики не должно быть полумер

В ходе прошедшего 10-12 октября XI Инновационного форума в Томске были обнародованы планы руководства страны по созданию в России основ отечественной инновационной экономики. Об идеологической основе предлагаемых мер, а также некоторых конкретных шагах в этом направлении сообщил корреспонденту «ФедералПресс» председатель Комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

- Известно, что стратегической задачей развития России должно быть создание инновационной экономики. Все это предполагает, что к 2020 году главной статьей экспорта нашей страны должны стать технологии.

Сегодня экономика России не производит инновации вообще. Вся наша наука, все наши НИОКРы, все творческие люди пока производят только инновационное сырье. Западные компании берут наработки наших людей и, потребляя их у себя, фиксируют их в рынке. Разница в прибыли от инновационного сырья, которое сегодня производят в России, от инноваций, которые фиксируются рынком, - десятки и сотни раз. Пока же российские специалисты работают за иностранные гранты, потому что в стране отсутствует оборот инноваций и инновационная экономика.

Кроме того, наращивая государственные расходы на науку, мы фактически создаем инновационное сырье, не имея необходимого законодательства. Все это автоматически приводит к перекачке инновационного сырья в юрисдикцию иностранных государств, которые лучше подготовлены к этому.

Показательно, что совсем недавно госкорпорация «Роснанотех» заявила о том, что она приняла решение использовать иностранную юрисдикцию, поскольку российская не позволяет оборачиваться инновациям. Фактически только госкорпорация может отстоять свои интересы, например, в голландской юрисдикции, в то время как частный изобретатель в лучшем случае сможет продать в виде бумажки с формулой за копейки свое изобретение, которое потом может обернуться десятками миллионов доходов тем, кто это купил.

Фактически нынешнее наращивание государственных усилий в области науки недостаточно без структурного изменения в экономике. По приблизительным данным, от всего этого мы теряем почти треть ВВП.

Правительство РФ внесло в Государственную думу три законопроекта, которые должны стать базисом для формирования инновационной экономики. В инновационный пакет входят проекты законов «О передаче технологий», «О патенте», а также проект, предполагающий внесение изменений в четвертую часть ГК. В России в 2007 году было отменено около пятидесяти законов и постановлений правительства по инновационной экономике, которые были приняты до этого в 2003-2004 годах. Подготовленный Министерством науки и образования пакет законов планируется принять в течение ближайшего месяца, за исключением четвертой части ГК.

Мы понимаем, что, меняя четвертую часть ГК, нам, по сути, надо существенно изменить все российское законодательство. Например, новый закон о патенте должен быть не о том патенте, который можно внедрить, а о патенте, который можно продать. Мы должны проявлять заботу не столько о защите интеллектуальной собственности, сколько об обороте на рынке этой интеллектуальной собственности.

По определенным обстоятельствам в 90-е годы прошлого века мы строили экономику по просьбе наших европейских и американских партнеров как узкопрофильную и сырьевую. Например, в 2007 году в России была принята четвертая часть ГК - единственный закон в России, который обеспечивал развитие прединновационной экономики. При этом мы отменили пятьдесят законов и постановлений правительства по инновационной экономике, которые были приняты до этого в 2003-2004 годах. Все это было сделано по прямой просьбе американцев, которые сказали, что не пустят нас в ВТО, если Россия не отменит инновационную экономику.

Российские решения об изменении структуры экономики носят сугубо политический характер. В настоящий момент, после того как полгода назад премьер-министр России Владимир Путин заявил о необходимости создания отечественной инновационной экономики России, необходимо перестраивать всю модель экономического развития.

Инновационная экономика - это не развитие науки, а развитие экономики. Не стоит забывать, что четверть американских технологий, которые формируют 50 % их экспорта, созданы выходцами из России.

Но самое сложное - это изменить структуру всей промышленности в стране и переучить 20 млн человек. Но с другой стороны, есть возможность сделать всю эту работу с нуля, заново сформировав законодательную основу для инновационной экономики.

В какой-то степени даже неплохо, что нам сегодня приходится начинать эту работу, находясь фактически в чистом поле. Но для этого потребуется достаточно большое напряжение государственного аппарата. Предстоит проделать огромную работу, сопоставимую по объему с переговорами по вступлению в ВТО. Но реализация всех усилий в этом направлении даст науке и изобретателям России возможность радикально увеличить доходы от своей деятельности.

России предстоит в ближайшее время «нарастить» регистрационную систему в области нематериальных активов. Очевидно, что стоимость патента не может быть оценена в 8 тысяч рублей, в то время как в Германии он стоит 40 тысяч евро.

В создании инновационной экономики в стране не должно быть полумер. Для ее создания Россия должна, как это ни странно, стать лидером инновационного развития мира. Причем инновационная экономика важнее для развития науки больше, чем развитие самой науки.