"Кризис приведет к политическим последствиям"

В редакции «Газеты.Ru» закончилось онлайн-интервью с председателем комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгением Федоровым. Он расскажет о финансовом кризисе и мерах по преодолению его последствий, предпринимаемых властями, о пакете антикоррупционных законов, рассматриваемом парламентом, о реализации задач послания президента.

 ВСЕ ВОПРОСЫ

Здравствуйте, Евгений Алексеевич! // "Газета.Ru"

Добрый день.

Уважаемый г-н Федоров! На встрече с парламентскими фракциями накануне президент Дмитрий Медведев допустил, что для преодоления последствий финансового кризиса понадобятся дополнительные антикризисные законы. Можете ли предположить, какие? // "Газета.Ru"

При подготовке антикризисного пакета мы работаем совместно с правительством. И те законы, о которых говорили президент и председатель правительства, мы вырабатываем вместе с правительством . Всего до конца года должно быть принято семь таких законов. Еще порядка пяти законов будет принято в январе -- феврале.

Конкретный план разработки и принятия этих законов есть в так называемом плане действий, направленном на оздоровление ситуации в финансовом секторе и утвержденном председателем правительства 7 ноября 2008 года. Этот план есть на сайте правительства. Там есть перечень законов в том числе о дополнительных мерах контроля, касающихся социального сектора, мерах поддержки российского рынка и поддержки российских товаропроизводителей. Вообще был затронут вопрос о реформе и кризисе, как это ни парадоксально, но кризис резко ускорил рост национальных реформ. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Те меры, которые у нас записаны в стратегию развития-2020 и которые планировалось принимать через три-четыре года, принимаются сейчас в течение двух-трех месяцев. В том числе это касается создания российского финансового сектора и финансовых рынков. Также это касается поддержки российских производителей, в том числе в части госзакупок, когда мы сориентированы на российских производителей. Желающие сами могут увидеть это и многое другое в этом плане.

Евгений Алексеевич, стоит ли опасаться девальвации? // Татьяна

Уверен, что девальвации не стоит опасаться. В силу ряда причин из всех крупных стран Россия оказалась самой подготовленной к кризису страной. Это вызвано тем, что кризис для нас выпал в стадии подготовки резевров, а не в стадии расходования на реформирование, а также в силу многих других причин, в том числе готовности к кризису. Я бы сказал, что уровень нашей подготовленности в три раза больше, чем требуется для произошедшего того кризиса.

В силу этого и рубль имеет самую высокую возможность с точки зрения обеспечения. Не забывайте, что Россия недореформированная страна. Это означает, что те активы, которые находятся в обороте развитых стран Европы и Америки, в России присутствуют лишь частично. Например, земля. Из всей земли в экономическом обороте России только 1%.

Нематериальные активы практически не находятся в обороте. Данные Счетной палаты свидетельствуют о 0,3% оборота нематериальных активов, в Европе этот показатель - 40%. В процессе изменения структуры экономики эти активы должны попасть в экономический оборот, и, соответственно, попадут в оборот производство и капитализация рубля на этих активах, что укрепит курс рубля и снизит инфляцию. Девальвации не будет. Если захотим, мы можем укрепить рубль, просто это не нужно.

В таком случае, по вашим прогнозам, каков будет курс рубля к доллару к концу года -- началу следующего? // "Газета.Ru"

Специфика рубля заключается в том, что курс будет ровно такой, какой захочет
ЦБ и правительство. Прогноз -- слово неправильное. Курс рубля -- величина абсолютно контролируемая ЦБ, на 100%. Если ЦБ примет решение о некоем снижении курса рубля, нет ни одной причины помешать этому. Нужно ли -- вопрос отдельный. В любом снижении курса есть плюсы и минусы. Если мы сориентированы на экспорт, снижение даст положительный результат.

Рекорден чистый отток частного капитала -- 50 млрд за октябрь. Что он означает? Означает ли это недостаточность мер правительства (только два дня назад Путин показал план спасения реального сектора) или общее недоверие граждан и бизнеса к системе? // журналист, Вологда

Такой отток капитала означает давно известную колоссальную зависимость российской экономики от мировых финансовых рынков и ориентированность элит России на жизнь в других государствах. Мы понимаем, что сможем уйти от этой ситуации оттока капитала только после того, как укрепим национальную экономику и полностью перейдем на национальный курс развития.

Евгений Алексеевич, как вы относитесь к идее создания экономического «железного занавеса» между Россией и другими странами? Сможет ли такой «занавес» гарантировать, что в будущем наша страна не будет втянута ни в какие экономические кризисы? // Федор Гурский

Я считаю, что никакого «железного занавеса» не должно быть. Мы очень сильная в экономическом и политическом плане страна. И у нас не должно быть никакой боязни перед мировой экономикой, перед мировой политикой. Другое дело, что нам надо форсированно укреплять нашу экономическую систему и переводить экономику на национальный курс.

Вот когда мы сейчас начали, например, заниматься мерами конкретной поддержки нашей промышленности и экономики в контексте кризиса, мы еще раз столкнулись с ситуацией, что все основные владельцы наших крупных и средних частных предприятий в России, при том что во главе стоят российские фамилии, реальное владение осуществляют через офшор, через иностранную юрисдикцию. Это еще раз показывает, что российская экономика полностью завязана на мировую и является ее филиалом, сориентирована на сырьевой компонент. Фактически Россия в экономическом плане -- мировая сырьевая провинция. И нам надо ускорить движение по национальному курсу, изложенному в программе-2020, для того чтобы быстрее закончить формирование национальной экономики.

В связи с тем, что вы сказали, допускаете ли вы возможность применения каких-либо дополнительных карательных мер к бизнесу, уличенному в уводе капитала заграницу в условиях экономического и финансового кризиса? // "Газета.Ru"

Я не считаю, что такой бизнес каким-то образом нарушил закон. Разумеется, в том случае, если не украдены деньги. И я считаю, что дальше мы должны пойти по пути улучшения контроля за государственными расходами, в том числе на антикризисные мероприятия. Это предусмотрено действующим планом, кроме того, планируется создание специального института уполномоченных ЦБ -- специальная программа контроля через представителей государства в банках, где есть доля государственного участия. Кроме того, при предоставлении средств коммерческим банкам будет заключаться соглашение, что деньги поступят в реальный сектор. Или средства будут предоставляться на этих условиях. И государство развернет систему специального контроля за тем, чтобы эти соглашения были выполнены. Если вы нарушили соглашение, то попадаете как нарушитель.

Кроме того, я не думаю, чтобы государственные средства были направлены за границу, поскольку этот вариант был предусмотрен заранее и соответствующие механизмы были отработаны. Это решение государства.

Сегодня мы заменяем иностранное кредитование на российский инструмент. Мы мечтали много лет. В чем была логика зарубежного кредитования? Мы увозим средства за рубеж, размещаем их в соответствующих фондах, потом наш бизнес кредитуется за рубежом. Разница в цифрах получается большая. Мы получаем доходность в 4%, бизнес кредитуется порядка 8% за рубежом, 4% остаются там. У нас не были отработаны технологии внутреннего кредитования.

Но кризис заставил быстрее замещать иностранное кредитование. Это очень положительная тенденция. В результате мы выйдем на более прочные в экономическом плане результаты, это уже сейчас видно.

Вы считаете достаточно прозрачными правила вот этого кризисного финансирования через срочно созданные российские институты, получившие полномочия и финансы? // "Газета.Ru"

Для иностранного кредитования принимается априори, что кредиты, предоставленные, скажем, Дерипаске, проверены. Тут надо четко понимать, что, когда вы даете деньги Дерипаске, все эти деньги до последнего процента перечисляются иностранным кредиторам. Он просто автоматически берет средства и ровно эту же сумму, которую получил от государства (а он получил не всю задолженность, а только ее часть), все до цента перевел на иностранного кредитора.

Вчера Дерипаска был должен иностранному кредитору, сегодня ровно в таких объемах стал должен ВЭБ.

Кредитование банков идет по принципу беззалоговой системы между банками. Это означает, что банк ускоренно получил кредиты, которые он отдаст, если не обанкротится.

Мы понимаем, что размер кредитов и контроль банками ситуации таков, что банкротства банков не произойдет. Теперь действует программа поддержки реального производства. ВЭБ дает деньги банкам (1200), ЦБ назначает туда уполномоченного. Задача его -- следить, чтобы все средства дошли до реального сектора. Сколько дали для поддержки реального сектора, столько и должно дойти. Механизм контроля проработан достаточно четко.

Конечно, хотелось бы подготовиться. В любых срочных мерах всегда есть некоторые риски. Риск срочных мер всегда выше, чем подготовленных заранее. Мы к кризису были готовы стратегически и среднесрочно, но на тактическом уровне готовности нет. В России вообще первый кризис, в 1998-м правительство сразу сдалось и не выработало антикризисных мер. Ни чиновники, ни банкиры, ни предприниматели не имеют подробных инструкций действий в условиях кризиса, в том числе освоения антикризисных резервов. Когда мы начнем этим реально заниматься, эти риски как-то себя проявят. Пока, в принципе, мы закрыли сложившиеся ситуации, а на те риски, которые будут возникать, мы сумеем оперативно отреагировать.

Евгений Алексеевич, Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию дал понять, что дна мировой финансовый кризис еще не достиг. Вы с ним согласны? Если да, то когда покажется это дно и в чем оно выразится для простых граждан? // Валентина

Я полностью согласен, что дна кризис не достиг. Я бы даже сказал, далеко не достиг. Кризис очень серьезен и действительно может потрясти все основные финансовые системы мира. Я считаю, что кризис обязательно приведет к политическим последствиям в мире, настолько он масштабен. Думаю, в кризисе будет ряд гребней, впадин. Впадина, касающаяся финансовой системы, произойдет в следующем году. Касающаяся производства, промышленности -- приблизительно в конце следующего года, через год. Политическая впадина развернется в полном объеме через несколько лет. Масштаб очень большой. Кризис приведет к принципиальному изменению политической системы мира.

Каким с точки зрения финансово-экономического положения будет для России 2009 год? // "Газета.Ru"

Вопрос, конечно, непростой. Уровень подготовленности России самый высокий из всех крупных стран к 2009 году. Мы понимаем, что будут издержки и риски в некоторых отраслях и некоторых секторах экономики. Но при этом я уверен на 100 процентов, что власть будет полностью контролировать экономическую ситуацию в стране. И, соответственно, сможет среагировать на эти риски и проблемы.

Ваше личное отношение к участию государства в экономике? Его нынешний уровень в России достаточен, излишен, недостаточен? // "Газета.Ru"

Я лично считаю, что государство должно уменьшать свое участие везде -- и в бизнесе, и в общественной жизни. Где возможно -- государство должно сокращаться. Презумпция минимального участия государства. Но в то же время мы понимаем, что в условиях кризиса роль государства резко возросла, и это логично. Это не значит, что это продлится долго. Государство пришло в кризис на 2--3 года, через 3--4 уйдет из экономики, и это нормально. Наша партия сориентирована полностью на национальную стратегию развития страны до 2020 года, и основополагающий документ есть. Мы были свидетелями послания президента. И там, и там речь идет о сокращении государства в экономике. Позиция партии такая же.

По возможности, назовите те отрасли, в которых, на ваш взгляд, возможно уменьшение государственного присутствия? // "Газета.Ru"

Во всех должно быть сокращение государственного присутствия. Слово "отрасль" для нас -- это авиация, судостроение. Другое дело, что есть отрасли естественных монополий, в которых сокращение госучастия должно происходит по мере созревания ситуации.

Уже запланирован уход государства из «Газпрома». Это не значит, что это произойдет завтра. Допустим, в прошлом году государство, по большому счету, ушло из энергетики. Это плановое мероприятие готовилось 6 лет. Сейчас идет подготовка в отрасли связи. Подготовка идет уже шесть лет, и это произойдет не сейчас, а через год-два. Есть вопрос с зависшей приватизацией "Связьинвеста". Вопрос принципиально решен, но указ о приватизации не могут согласовать с рядом ведомств. Общее понимание произойдет в течение ближайших 2--3 лет. Сработает политический механизм. Ведомства будут говорить, что против приватизации. Они будут год против, два года против, а на третий год им просто президент скажет: все, конструктива от вас нет, мы вас отсекаем, приватизация произойдет. Думаю, ведомства поторопятся сами и выработают позицию по этому вопросу.

А как же появление такой формы собственности, как госкорпорации? // "Газета.Ru"

Госкорпорации появились как переходная форма, они все срочные. Прописаны со сроком на 5 лет, прописан механизм обозначения срока. Олимпийская госкорпорация, например, тоже срочная. Этот переходный механизм связан с решением конкретных проблем либо на прорывных технологиях, либо на важных вопросах. Это означает, что через 5 лет корпорации не будет, может, не будет через 7.

В этом есть большая логика. Работа госкорпорации имеет огромный плюс с точки зрения достижения цели. И минусы, которые возникают со временем. Монополизм госкорпорации начнет проявляться через 4--5 лет. Именно поэтому законодатель постарался получить плюс, что корпорация запущена в экономику, и отсечь минусы, закрыв корпорацию через 7 лет.

Владимир Путин на совещании с банкирами говорил о растущей роли правоохранительных органов в связи с такими явлениями, как отток капитала, как создание бизнесменами собственных стабфондов в валюте. Как, скажите, правоохранители могут использоваться в этом пункте? // Петр Фомичев, Курган

Владимир Владимирович говорил о том, что у него есть данные о возрастании оттока капитала из банков, получающих господдержку, -- аналитическая информация правоохранительных органов. Я думаю, что специфика механизмов работы правоохранительной системы не будет связана с кризисом.

Понятно, что те, кто будет нарушать закон, кто будет красть госсредства, конечно, попадут в поле зрения правоохранительной системы, и вчера Путин об этом открыто банкиров предупредил. Я считаю, что это абсолютно прямое, честное, открытое предупреждение председателя правительства. Направленное на то, чтоб те, у кого появится мысль украсть, ею не воспользовались.

Ваше собственное ощущение: появится ли хотя бы в данном смысле в связи с финансовым кризисом в России какое-либо громкое уголовное дело, связанное с наказанием неправильно ведущих себя в момент кризиса бизнесменов? // "Газета.Ru"

Если уголовные дела появятся, они появятся не в связи с кризисом, а в связи с тем, что кто-то будет воровать, кто-то будет мошенничать, кто-то нарушать закон. Если это будет происходить, будут и уголовные дела.

Вы не раз говорили, что присоединение России к ВТО «придаст дополнительный толчок к модернизации промышленности». Как вы относитесь к новому закону о повышении пошлин на ввозимые в Россию подержанные иномарки? // Ольга Ивановна, Санкт-Петербург

Мы готовы вообще говорить по ВТО, у нас давно есть позиция. Суть позиции в том, что мы должны вступать ВТО на наших условиях. Мы хотим быть членами ВТО как страна с экономикой высокой добавленной стоимости и с экономикой инновационной. Сегодняшний формат договоренностей с ВТО рассматривает Россию как сырьевую экономику. В этой части мы за пересмотр некоторых протоколов о вступлении в ВТО. Это означает, что, когда у нас по предложению договорщиков из ВТО была ликвидирована значительная часть инновационного законодательства в 2006 году, мы должны настоять на принятии большого пакета инновационного законодательства и на согласии ВТО принять нас с этим пакетом. Я говорю о конкретных вещах, потому что законодательство ВТО -- это ежедневная тема обсуждения с организацией и условий нашего вступления.

Нам нужны защитные пошлины. Мы приняли решение о защитных пошлинах по лесу, несмотря на протест некоторых переговорщиков ВТО. И будем продолжать практику защиты внутреннего рынка, причем не только пошлинами, но и квотами. У нас запланировано в следующем году ограничение квот на птицу.

20% пошлины на ввоз иномарок -- это нулевая пошлина, она не защищает и не способствует. Выше -- защитная, ниже -- стимулирует ввоз. Вопрос маневра с пошлинами -- компетенция правительства. Мы можем говорить о своих оценках и рекомендациях для правительства.

Я не думаю, что в этом секторе следует существенно повышать пошлину. Надо в большей степени использовать другие меры поддержки отечественного автопрома, которые заложены в программе. Например, до сего дня мы очень мало использовали меру приоритетных покупок товаров отечественных производителей. Мы считаем, что в долгосрочных покупках имеет смысл поддерживать деньгами отечественных производителей до 25 процентов. У нас есть механизмы поддержки конкретных отраслей и в развороте покупки, и в развороте содержательной поддержки.

Мы видим, что «Автотор» работает и вполне доволен. Должен быть комплексный подход. Одна пошлина не решает проблемы. Для госзакупок -- техника для Минобороны, МВД. Чиновники, насколько я понимаю, в основном ездят на отечественных машинах, собранных в России. У нас уже другой автопром, не «Жигули», уже давно не так.

Уважаемый г. Федоров. Просим разъяснить, почему на днях комитет, возглавляемый вами, рекомендовал Госдуме принять закон о фингарантиях в турбизнесе в размере 100 млн рублей каждой турфирме, независимо от ее оборота? Ведь этот закон не защитит туристов от банкротства крупнейших российских турфирм (т. к. это составляет всего 1--2 процента от их годового оборота), но уничтожит весь региональный турбизнес, так как данная сумма равна 10--15-летнему обороту подавляющего большинства турфирм в регионах. Против этого закона резко выступили Федеральная антимонопольная служба, Российский союз туриндустрии (реально объединяющий 4 тысячи турфирм в отличие от АТОР -- там всего 54 фирмы), РСПП, ТПП, все региональные ассоциации туризма и даже Общество охраны прав потребителей. Эти поправки противоречат ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса, подписанному недавно президентом России. Поддержав поправки, ваш комитет фактически выступил против. Почему?! // Владимир

Очень информированный читатель: у него есть доступ к внутренним документам Госдумы.

Наша позиция следующая: для нас очень важен малый бизнес. Это ключевая работа нашего комитета. Но для нас еще важнее, просто на порядок, права туристов и потребителей вообще. В России уезжает за рубеж 9,5 млн туристов, их обслуживает чуть больше 3 тыс. туристических компаний. Мы считаем, что турист не должен думать о том, в какой компании он приобретает путевку, в маленькой или большой. Он должен получить равную защиту и безопасность приобретения любой путевки.

То, что в России сложилась ситуация, когда это является малым бизнесом, это не совсем правильно. Поскольку это сфера, связанная с безопасностью людей, по сути, она несет ответственность как большой бизнес.

Теперь непосредственно о цифрах. Если прикинуть, что такое 100 млн гарантии в пересчете на ежемесячную выплату туристического оператора, это приблизительно 30 тысяч рублей в месяц. Это фонд зарплаты одного сотрудника, т. е. 100 млн -- это просто один сотрудник. Это же не деньги, это гарантия. У меня, например, вопрос: насколько расходы, связанные с зарплатой одного сотрудника, являются большой платой для безопасности туриста, выезжающего за рубеж из России? Взвешивая на этих весах, мы считаем, что это небольшая плата за безопасность каждого туриста из 9,5 млн в стране. Я бы привел такой пример с точки зрения малого бизнеса. Представьте, что мы сейчас разрешим малому бизнесу продавать просроченную колбасу. Это улучшит финансовые показатели, но мы не можем допустить продажи просроченной колбасы. А почему мы тогда считаем, что туристический бизнес может продавать некачественный продукт своим потребителям?

Теперь о законе. Закон рассматривается только в первом чтении. Мы считаем, что при втором чтении закон должен быть существенно дополнен. В частности, в нем могут быть определены издержки или определенные снижающие коэффициенты для приграничного туризма. В нем могут быть дополнительные меры повышения уставного капитала туристической компании с 10 тысяч сегодня до больших цифр. В нем может быть дополнительно целый набор мер, которые будут приняты только после консультации со всеми участниками рынка, министерствами и ведомствами. Но просто мириться с недостаточной надежностью туристических продуктов мы не можем. Именно поэтому мы поддержали предложенный закон.

Предложения всех перечисленных организаций будут учитываться. Я не согласен с той логикой, что нужно на каждого туриста возложить механизм дополнительных платежей в связи с общим страхованием или банковской гарантией. Не обязательно всем 9 млн туристов платить дополнительные деньги. Мы ищем баланс, при котором турист не будет платить много дополнительных денег, но уровень безопасности будет достаточным, и он будет спокоен за себя и родственников.

Что, по вашему мнению, будет с безработицей? Повлияет ли ее рост, ежели он будет или уже есть, на рост протестных настроений в обществе? // Виктор Анатольевич

Мы понимаем, что в кризисе будет несколько волн и несколько проблем.

Первая волна или проблема -- это банковские вклады. Государство приняло решение, повысило гарантии и приняло решение не банкротить банки. Это привело к решению проблемы банковских вкладов.

Вторая волна -- это кредитование. Эта проблема решается сейчас, и мы уже понимаем, что она будет решена до конца года.

Третья проблема -- это внутренний спрос. Эта проблема будет решаться как мерами заложенными, так и дополнительными, которые будут приняты в ближайшее время.

Четвертая -- социальная, которая серьезно и частично будет решена путем решения внутреннего спроса. Россия имеет огромные возможности для наращивания внутреннего спроса, а у нас 50% товаров импортного производства. Меры приготовлены, будем стимулировать.

На рынке труда это скажется дополнительными перемещениями рабочей силы, и государство это понимает. В мерах предусмотрены действия в связи с возможной безработицей в отдельных отраслях. В том числе мы планируем повысить пособие по безработице. Будет еженедельный мониторинг по безработице. И мы можем говорить о том, что массовой безработицы мы не допустим.

Парадокс в том, что пострадают отрасли, которые не попали в госконтроль. Может пострадать малый бизнес. Конечно, строительство пострадает в кризисе. Но при этом приняты настолько мощные меры поддержки, что может получиться сбалансированная ситуация. В целом это не приведет к массовой безработице. Системно никто не пострадает.

Кто-то проскочит и не попадет в меры государственной антикризисной работы. А с крупными предприятиями мы справимся, они получат оборотные средства, гарантированный сбыт. У них не будет основания для массовой безработицы. Если это предприятие имеет продукцию, сильно потребляющуюся внутри страны, будет увеличивать производство, использует кризисную ситуацию. Решения были приняты без учета государственных мер. Мы сегодня использовали где-то шестую часть резерва. Из этой шестой части резерва реально до конечного потребителя дошло процентов 10, 90 процентов -- это мешки из Министерва финансов в ЦБ. Реально эти мешки не распечатаны в силу того, что мы тактически не готовы кризису, нет законодательства, инструкции,

Социального взрыва не будет. Протестных настроений тоже не будет, потому что по двум причинам государство компетентно реагирует на мировой кризис. Конечно, хотелось бы, чтобы это было мгновение, но это физически невозможно. Мы понимаем, что масштаб мер настолько мощно запущен государством, что в целом в экономике он просто купирует кризис.

Да и у нас другая власть, не такая, как в 1998 году. Отношение к власти и к лидерам другое. Люди доверяют президенту и председателю правительства. Это тоже важнейший фактор с общественной стабильностью. Совокупности этих факторов достаточно для того, чтобы не было всплеска социальных волнений.

Как кризис отразится на политике и практике "Единой России"? Будет ли она леветь? // эсер

"Единая Россия" -- партия широкой коалиции. Социальные вопросы, связанные с людьми, являются постоянным предметом обсуждения ЕР. Я был даже сказал, что мы очень много уделяем социальным вопросам.

В этой связи мне кажется, что в терминах "праветь -- леветь" не очень правильно обсуждать проблемы. Мы детально разработаем социальное законодательство. То, что шире, тоже.

Что касается пенсионной системы. Пенсионная система -- это обеспечение пожилого человека. Это еще и семья. Мы будем укреплять институт семьи и укреплять собственность и бизнес. И тем самым дадим основу для пожилого человека. Наша задача -- к 2020 году увеличить средний класс до 60--70 процентов. Для среднего класса понятие доходов тоже носит другой характер. Это не только зарплата, это доходы от творчества, от бизнеса и др. Мы даем совершенно новую линейку, которая по-новому решит социальные проблемы граждан сверх заработных плат.

Программа ЕР совершенствуется, и на этом съезде не обязательно принимать программу как законченный документ. На съезде мы так или иначе будем обсуждать и антикризисные меры. Мы живем в стране и не можем быть в стороне от ежедневных проблем.

В начале нашего интервью вы говорили о политических последствиях, которые аукнутся в течение нескольких ближайших лет. Поподробнее, какого рода последствия и будут ли какие-то политические последствия в России в ближайшем будущем и в перспективе? // "Газета.Ru"

Чтобы оценить последствия, надо понять, почему кризис произошел. В нем огромная вина, если хотите, субъективная. Вина страны, которая взяла на себя мировое лидерство в политической и экономической жизни, -- США. Мы понимаем, что кризис возник во многом от безответственной политики мирового лидера. Понимаем, что сам институт однополярного мира показал свою неэффективность в условиях этой мировой ответственности за экономическую и политическую ситуацию -- тот же вопрос по Грузии, например.

Это означает, что позиция большинства стран мира, не только России, будет направлена на изменение этой сложившейся системы однополярности. Это означает, что нужно замещать однополярность и центр принятия решений в одном месте на систему мировых правил работы в экономике и безопасности, опирающихся на несколько ответственных стран, даже на большое число ответственных стран. Это означает на самом деле радикальнейший поворот в мировой геополитической реальности от двухполярного мира до однополярного мира 90-х годов к многополярному миру сегодня с новым центром тяжести.

Понадобятся координационные механизмы нового типа, и они уже сейчас начинают вырабатываться. По всему миру начали ездить дипломаты. Формат их поездок принципиально изменился за последние месяца два. Фактически созревает новая система управления и взаимной координации, сложится она буквально через несколько лет. Это будут политические итоги кризиса.

Кроме того, разве выборы в США не напрямую вытекают из кризиса? Мы понимаем и должны оценивать результат и цену реакции американского народа.

На сегодняшний день США благодаря лидерству производят в два раза меньше, чем потребляют. Платежный баланс таков, что страна живет за две страны с точки зрения потребления. Переоценка мировой геополитической реальности скажется на потреблении в США, оно снизится в два раза. И это скажется на внутренних процессах в США.

Последствия изменения однополярности мира будут многоплановыми и многовекторными, мир их будет переваривать не меньше 10--15 лет. Политические последствия будут сопоставимы с последствиями распада СССР.

Будут ли какие-то политические последствия финансового кризиса для России? // "Газета.Ru"

Россия, по моей оценке, чрезвычайно зависимая страна от однополярного мира. Демонтаж однополярного мира приведет к резкому укреплению основ курса национального развития в политике и экономике. Что, в свою очередь, приведет к большому количеству результатов с точки зрения социальной жизни граждан, экономики, бизнеса и т. д. Мало того, мы уже сейчас видим, что российская национальная экономика, банковская система укрепляется.

Мы резко набираем обороты с точки зрения внутреннего рынка, институтов кредитования, следовательно, перехода к новой модели экономики, инновационной в данном случае. Все это толкает туда. Те планы, которые мы хотели осуществить, сдерживают полоитические факторы. Не хватает политических сил, чтобы быстро двигаться по пути реформ. В условиях кризиса и ослабления давления США на нас мы резко ускоряемся по всем параметрам. Это огромный позитивный результат, который частично наблюдаем уже сейчас

Сторонники национального курса в России -- это президент, председатель правительства и "Единая Россия". Этих сил недостаточно для быстрой модернизации страны. По НДС больше года дискутировали, снижать или нет. Не хватило политических сил, чтобы это сделать. Решение в усилении сторонников национального курса сейчас объективно происходит. Укрепляются позиции президента и председателя правительства. В условиях кризиса идет резкая переориентация элит. Число сторонников национального курса растет. Число сторонников подстройки под мировую экономическую систему и узкой специализации страны сокращается, их силы уменьшаются.

Какое тут единообразие? В национальном курсе нет единообразия, есть разные точки зрения, разные интересы. Суть в одном: приоритет интересов граждан Росси направлялся гражданами другой страны. Россия в 90-е годы развивалась в интересах других стран, ее экономика была подстроена под другие страны, политическая система обеспечивала подстройку. Сейчас идет переориентация. Мы впервые начинаем задумываться не только над задачами среднесрочными и даже стратегическими. Мы начинаем задумываться над историческими задачами. Например, восстановление единства российского и белорусского народа. Ускорение курса позволит нам об этом говорить. Народ один -- что мы дурака валяем. Германия объединялась 50 лет, все равно пришлось сделать, будет и у нас.

Евгений Алексеевич, оцените, пожалуйста, потенциальную эффективность пакета антикоррупционных законов. Может быть, в этот пакет что-то стоит добавить или, наоборот, убрать? У вас есть ощущение, что законы, образующие этот пакет, описывают какую-то стройную антикоррупционную систему, а не просто являются попыткой заткнуть слишком большие дыры в действующем законодательстве? Если да, то на чем основывается эта система? // Соболев Игорь

Это очень серьезный, качественный пакет законов, которые носят системный характер. Этот пакет адекватен сегодняшнему уровню законодательства и развития гражданского общества в стране. Это означает, что по мере укрепления гражданского общества в России мы будем подходить ко второму этапу антикоррупционных действий, к которому, исходя из курса-2020, придем через несколько лет.

Второй этап -- это укрепление основ гражданского общества, получение им дополнительных полномочий в антикоррупционной сфере. В нашей конкретной прагматичности заложен пакет законов о саморегулировании. По нашим расчетам, четверть государственной власти уйдет из зоны коррупции в систему саморегулирования. Когда будет развернут весь пакет законов, они получат прописку в жизни на несколько лет. Это будет антикоррупционный подход. Стратегическое управление, конечно, приведет к антикоррупционным результатам. Само по себе созревание общества в плане гражданской части приведет к новым антикоррупционынм мерам, которые и решат проблему коррупции по существу. Пока решаем проблемы по форме, на текущем этапе развития.

Антикоррупционный пакет сильно изменится во втором чтении. В нем появится конкретика. В законах будут уточнены многие конкретные детали, развернуты конкретные предложения. Они обсуждаются уже сейчас, но пока об этом рано говорить. Сейчас закон направлен в рассылку. Наш комитет является соисполнителями по этому закону. И сегодня обозначать свою позицию -- предвосхищать решение субъектов законодательной инициативы по этой позиции. Второе чтение начнется через месяц. Может, уже в этом году. Думаю, что это непросто, предстоит тяжелая работа. Надеюсь, что успеем принять антикоррупционный пакет в этом году.

Вы, уверен, знакомы с господами Резником и Драгановым, в отношении которых в разных местах ведутся уголовные расследования? Есть ли здесь политика? Виновны ли ваши однопартийцы в чем-то? // Евгений Трифонников

В отношении Резника я уверен на 100%, что это политика и даже геополитика. Это прямой механизм политического давления, прямое использование правоохранительной системы американцами для давления на РФ.

Почему я так говорю? Во-первых, я действительно знаю Резника. Из людей, которые занимаются бизнесом, экономикой и т. д., он, на мой взгляд, может быть, самый щепетильный в финансовых вопросах человек. Да, он богатый человек, один из самых богатых в Думе. Он не просто декларировал средства на приобретение имущества за рубежом, он эти средства проводил по всей системе, связанной с переводом средств за рубежом. Не секрет, что многие приобретали недвижимость и делали это с чемоданами. Он же заплатит второй и третий налог, возьмет несколько адвокатов, все проверит и только после этого осуществит платеж. В СМИ звучало так, что он не задекларировал дачу. Она задекларирована, но, как это положено, в акциях владельца иностранной компании. Так она и проходит.

Я понимаю, почему на Резника давят американцы. Тем самым они дают мощный сигнал российской элите, что они сильно влияют на ситуацию в России. Они дают сигнал для большого количество чиновников, бизнесменов -- мол, вы не думайте, что вы не у нас в руках. Мы в любой момент можем, используя политического судью, политического полицейского, схватить вас за горло. И вы должны это помнить в условиях кризиса. Если уж Резника сумели цапнуть, то тебя с твоей наличкой с 90-х годов тут же раздавим вдребезги, говорят нам американцы

Для меня это совершенно понятный и прозрачный элемент политической борьбы, который никто даже не скрывает. Как геноцид в Осетии. В мире сейчас идет такая форма борьбы.

А что касается Валерия Гавриловича -- тут я просто не знаю деталей ситуации. Но я его знаю как честного, порядочного человека. Кроме того, это тоже определенный сигнал во время кризиса для чиновников: будь осторожен!

Кто подает сигнал -- я, честно говоря, не анализировал. Зато теперь чиновник думает: ага, подожду-ка я лучше инструкцию с двумя подписями, прежде чем переведу деньги куда-то.

Президент Дмитрий Медведев объявил о плане коррекции норм конституции соласно которым сроки работы Госдумы и президента увеличивают соответств до 5-6 лет. Как лично Вы относитесь к этой инициативе? И назовите, пожалуйста, по вашей же оценке, даты, в которые пройдут следующие выборы Госдумы РФ и Президента РФ. // Газета.Ru

Я начну со второй части вопроса. Даты -- как запланировано в сегодняшнем графике проведения выборов, поскольку законы об изменении конституции вступят только со следующих выборов. А через выборы можно будет говорить о датах, которые будут изменены исходя из этой инициативы.

Теперь о самой инициативе. Россия только что встала на национальный курс развития. И то только в проектах, на уровне руководства страны и на уровне подготовительной части. На 90%она еще не перешла на национальный курс. И в этих условиях для нас очень важно закрепить стабильность национального курса.

Предложение президента прямо направлено на закрепление стакбильности, мало того, на солздание механизма стратегичесчкой стабильности вообще. Я выскажу свое мнение: Россия без стратегической преемственности и стабильности живет только последние 15-20 лет. До этого в царской Росси за стратеги преемственности отвечала семья, в СССР за это отвечало Политбюроо ЦК КПСС, как конкретный орган. Россия только сейчсас начинает выходить на механизм стратегической преемственности и стабильности. Предложения президента - огромный важный шаг в этом направлении.

Допускаете ли вы, что лидер партии "Единая Россия" В. В. Путин еще раз будет президентом РФ? // "Газета.Ru"

Путин -- лидер партии "Единая Россия". В то же время мы с вами должны понимать, что и Медведев, и Путин -- это одна команда. И у меня нет никаких сомнений, что Медведев и Путин, принимая какие-либо решения о своем личном участии в том или ином органе страны, будут исходить исключительно из интересов России и ее национального курса. Как конкретно -- пусть решают сами.

Спасибо, Евгений Алексеевич, за интервью. // "Газета.Ru"

Я хотел бы пожелать уверенности в завтрашнем дне, спокойствия, понимания, что ситуация в стране полностью контролируется в условиях мирового экономического кризиса. И поделиться своей уверенностью, что как наша жизнь улучшалась на 20% в год, так она и будет улучшаться, несмотря на мировой экономический кризис.