Интервью Журналу "Путешествие по свету"

 «Надо сделать так, чтобы люди перестали вкладывать деньги в акции нефтяных компаний, а начали их вкладывать в гостиницы, в туристические направления и вообще в эту отрасль».

 

Развитие внутреннего туризма

  1. Может быть, поскольку сейчас кризис, то не стоит говорить об отдыхе и туризме в России?

Давайте мы сразу определимся с кризисом. Важнейшие направления экономики должны переориентироваться на внутренний спрос внутри страны. Это - прямое направление,  связанное с туризмом, плюс малый бизнес. Практически весь туризм строится на малом и среднем бизнесе. Соответственно направления по развитию малого бизнеса и внутреннего спроса являются главными направлениями антикризисной борьбы внутри страны. Мы поддерживаем отрасли и малый бизнес, ориентированные на внутренний спрос, в том числе для создания новых рабочих мест. Это - отрасли роста. И то и другое укладывается в туризм. Соответственно туристическая отрасль должна быть значительно усилена, в том числе и с точки зрения государственной поддержки. И мы ожидаем, что туризм в стране увеличится. Т.е. из тех 9 млн. выезжающих туристов многие переориентируются внутрь страны. Плюс мы введем в оборот современные элементы внутреннего туризма. Это - сельскохозяйственный, спортивный, экологический туризм и другие виды специализированного туризма. Именно по этим направлениям и будет развиваться государственная поддержка, в том числе и по линии законодательства.

Инициатива по развитию туризма передана регионам

  1. Какие законодательные меры предполагаются в сфере туризма, как составляющей части малого и среднего бизнеса?

У нас огромный пакет законодательных мер по малому бизнесу. Они не привязаны к конкретной отрасли. В каждой отрасли есть своя специфика, в том числе и у туризма. Это отражается в программах регионов по поддержке малого бизнеса. Например, в Ярославле туризм выведен в отдельную программу поддержки туристического направления, в связи с тем, что область получает большие доходы от этого вида экономики. Поэтому те регионы, где туризм играет большую роль в формировании валового дохода региона, создают специальные программы. Решение выделять туризм в отдельную программу принимает непосредственно сам регион. Мы инструмент такой регионам дали. И многие регионы этим уже пользуются. Плюс, мы не сократили господдержку инвестиционных программ на развитие инфраструктуры туризма, т.е. на туристические зоны. Она как была 350 000 млн. руб. так и осталась. Далее срабатывают многие другие механизмы поддержки малого бизнеса. В этом году они увеличены, примерно, раз в 8 по сравнению с прошлым годом. Государство значительно увеличило поддержку малого бизнеса. Так, если в 2008 году на финансирование малого бизнеса было направлено  5 млрд.  рублей, то теперь 40 млрд. рублей. Теперь регионы сами управляют этой поддержкой и направляют ее на развитие туризма.

Российские туристические бренды

  1. Какова роль СМИ в переориентации потребителей на внутренний туризм?

Современная экономика базируется на брендах, на рекламе, на маркетинговых ходах. Туризм вдвойне опирается на эти современные инструменты. Развитие внутреннего туризма мы неизбежно связываем с развитием брендов. Кроме этого, мы сейчас будем принимать закон о социальной рекламе, которая призвана поддержать российский туризм. Социальная реклама должна представлять Россию, показывать красоту и уникальность разных регионов, культурные и природные достопримечательности нашей страны. В первом чтении закон принят, сейчас будет второе чтение. Кроме этого, мы показываем важность понятия бренда. И это касается не только туризма, а в целом всей экономики. Хотелось бы, чтобы бренды российской экономики имели самостоятельную экономическую ценность. Чтобы они были лучше защищены на базе товарных знаков и подлежали экономическому обороту, чтобы одни фирмы занимались брендами, раскручивали бы их, а другие на основе договоров пользовались этими брендами. Это нормальная экономическая практика. И это все напрямую связано со средствами массовой информации.

Кроме этого, Госдума приняла на прошлой неделе антикризисное заявление и в нем важнейшее направление - системные преобразования, связанные с изменением налоговой и таможенной системы, бухгалтерской отчетности. Вводить в оборот нематериальные активы, т.е. бренды. И такую реформу надо делать как можно быстрее. Мы считаем, что эти решения надо принимать срочно, не откладывая на будущее. Это позволит сделать из таких отраслей, как туризм высокорентабельные отрасли.

Развитие культуры отдыха в России

  1. В чем Вы видите развитие культуры активного отдыха в России, в контексте того, о чем говорил Д. Медведев в своем видеоблоге в январе 2009 года.

Вопрос культуры по сути своей - вопрос экономический. Должны появиться субъекты экономической деятельности, для которых этот бизнес должен стать успешным. Необходимо говорить о культуре брендов. Например, Снегурочка, Дед Мороз, Уральские самоцветы и т.д. Таких брендов должно быть много. Именно их развитие позволит  создавать в стране бизнес по разным направлениям в области туризма. Это поможет специалистам, которые своей работой сформируют положительный имидж регионов, способных предоставить полноценный и качественный отдых. Мы должны найти место в экономике для этих специалистов, и они должны хорошо зарабатывать. А, соответственно, туристы - хорошо отдыхать.

Экологический туризм - основное направление

  1. Доля туриндустрии в ВВП России и других стран? Ваши краткие комментарии?

С учетом вклада сопутствующих отраслей, в Великобритании эта доля - 9,2 %. В Германии - 8,6%. Во Франции - 11%.  Самая большая доля - в Макао, где игорная зона - 82%. У нас - 6,9%. Этого недостаточно. Мы должны, учитывая наши огромные территории, наши не известные широко в мире красоты обогнать ведущие туристические страны мира. Во Францию пусть едут любители замков, а к нам - любители природы! Учитывая, что мир движется в сторону экологического направления, у нас в этом плане огромные преимущества!

К 2020-му году мы должны обогнать в плане туризма ту же Францию. Еще немало предстоит сделать, чтобы туристы предпочитали туризм в России и были уверены, что отдыхая, они получат чистую воду, чистый воздух, великолепные условия проживания в отеле высокого класса, например, на берегу Байкала в Иркутской области или в республике Бурятия. И для них это должна быть реальная альтернатива Французским замкам. Просто в силу того, что мир меняется. Сознание людей меняется в сторону природных и экологических ценностей. Экологический туризм должен стать массовым, конечно с элементами спортивного и экстремального туризма для отдельных подготовленных групп туристов. Я уверен, что эта стратегия будет выполнена, а кризис нам в этом поможет. Потому что кризис нас толкает на структурные изменения. Мы вынуждены менять структуру экономики. В условиях кризиса мы начинаем это быстрее делать в силу того, что иначе просто нельзя жить. Мы должны быстрее меняться сами. Как только мы изменимся сами - кризис у нас закончится.

Туризм - важная отрасль нашей экономики. Главное для туризма - экономические правила. И они должны быть такими, чтобы отрасль не просила денег у государства, а чтобы туризм сам зарабатывал для государства деньги в виде налогов, получая высокие доходы. Поэтому для нас главное в новом мышлении это - не государственная помощь, а изменение базовых правил работы этой отрасли для того чтобы в ней выгодно было заниматься бизнесом. Чтобы люди перестали вкладывать деньги в акции нефтяных компаний, а начали вкладывать деньги в гостиницы, в туристические направления и вообще в эту отрасль. Вот главный механизм развития туризма, а не прямая государственная помощь.

Немаловажен и тот факт, что развитие туризма поднимает экономический рейтинг нашей страны. Например, Сочи. Наши вложения в туризм окупаются не только внутри отрасли, но они повышают общий кредитный рейтинг России, а значит, дешевле становятся кредиты в других отраслях. Это носит аккумулирующий эффект в целом для экономики.

«Отдыхать за границей я не люблю».

  1. Где Вы любите отдыхать?

Отдыхать за границей я не люблю. Мне этот отдых не нравится в силу того, что там другая культура. За рубежом прекрасные памятники культуры и архитектуры. Я многие когда-то посмотрел и - достаточно. А находиться в чужой культурной среде мне неприятно. Поэтому я езжу за границу только в командировки, когда без этого нельзя обойтись. Стараюсь отдыхать только в России, но, к сожалению, мало времени на отдых. Отпуск короткий, буквально несколько дней. И эти три-четыре дня я стараюсь проводить только на территории России в привычной для меня культурной среде. Особенно люблю Черноморское побережье  в Российской части, но и в Крыму тоже бываю. Например, в прошлом году. Также мне нравятся места под Москвой и в Ленинградской области. В моем личном отдыхе самое главное - среда, в которой я нахожусь. Не то что я вижу, а кто рядом со мной, с кем общаюсь.

«Надо давать позитивный привлекательный образ нашего туризма».

  1. И, на последок...

Нужен новый взгляд на Россию. У нас сейчас взгляд не носит геополитического, стратегического, национального характера. Та работа, которая ведется сейчас Ростуризмом за рубежом и внутри страны - очень важная работа. Но это только начало, только элемент для более серьезного взгляда. Надо чтобы СМИ не просто комментировали события в сфере туризма, а чтобы они воспринимали их как родные для себя события! Надо давать позитивный привлекательный образ нашего туризма, больше писать о туризме в России, а не за рубежом. Необходимо формировать национальный взгляд на внутренний туризм. Например, взять Белокуриху в Алтайском крае - это  прекрасное место. Дома отдыха заполнены туристами, которые приезжают со всей нашей страны. И иностранцы тоже там есть. Они один раз там побывали и теперь привозят каждый год своих друзей и знакомых. А если еще про это написать! Привлечь инвесторов и расширить зону отдыха! Не нужна никакая Франция со своим путешествием от одного вина к другому! Тогда санаториев и высококлассных домов отдыха в России будет на порядок больше, чем сейчас!

 

Специальные корреспонденты

журнала «Путешествие по свету»

из Государственной Думы РФ

А. Еременко,

Ю. Сигорская