Евгений Федоров: "От национальных проектов к национальному развитию"

Федоров Е.А. Уважаемые коллеги, фактически у нас сейчас есть время и ситуация, когда мы можем осмотреться вокруг, понять, что мы за 8 лет сделали, в чем ошиблись, что надо изменить, что переделать. Вообще в России сложился такой период, который нужно, конечно, использовать с максимальной пользой, период осмысления. И в этом плане эта серия конференций, которая предлагается, она чрезвычайно важна, потому что если не мы, то кто же. В России очень немного, кто мог бы провести такого рода анализ и заложить дальнейшую линию, тактику и стратегию нашего развития.

Первая конференция - задачи социального государства. Я бы хотел сказать, внутри нее должны быть вопросы модернизации российского государства в сторону граждан. И вообще, на мой взгляд, мы вошли в некоторый ошибочный в какой-то степени путь взаимоотношений государства с гражданами. Мы приучили граждан, что национальный курс - это то, что есть добрые люди в Москве, в Кремле, в Государственной Думе, которые этим гражданам помогают. И они им хотят помочь побольше, но по каким-то причинам не помогают так, как хотелось бы гражданам, и поэтому граждане на них обижаются, почему вы нам так мало помогаете, дайте нам больше в 10 раз или в 100. И эта логика на самом деле изначально заложена. Само отношение граждан сложилось, на мой взгляд, неправильное. Мы должны развиваться таким образом, в том числе государственные взаимоотношения с гражданами, чтобы граждане не только ждали помощи от государства, но и сами помогали государству, помогали себе, сами решали проблемы. Именно так, кстати, Президент изложил конструкцию. Я напомню, например, только один закон о реформировании ЖКХ, точно под эту схему. Малый бизнес мы пытаемся делать под эту схему. Те законы, которые касались саморегулируемых организаций, кстати самые тяжелые законы, они тяжелее всего шли, такого рода направления развития. Сегодня мы затрагивали пожилых людей, пенсионную систему и т.д. Логика, по которой мы идем, практически только одна - увеличивать пенсии, увеличивать социальную поддержку и все. А где укрепление семьи, вообще развитие семейного кодекса как та структура, которой мы можем как законодатели заниматься, укрепление вообще идеологических основ семьи и многое другое? Это и есть, кстати, национальный курс, в отличие от простой дотации граждан через увеличение пенсий. И в этом плане гарантии гражданам, что они получат серьезный, огромный, несравнимый с пенсиями доход от своих детей, и государство гарантирует этот доход через семейные кодексы, это второе направление, которое и называется «национальный курс развития» по сути своей, потому что этот курс, кроме того, что решает проблему конкретного пожилого человека, он вообще в целом укрепляет общество.

Следующее направление - инновационная экономика, конкурентоспособность, лидерство. Я бы здесь внутри нее затронул укрепление российского бизнеса, его социальную и национальную ответственность. Я приведу пример. Например, та же самая история с оффшорами. Ведь весь российский бизнес в оффшорах. Понятно, что эту проблему невозможно решить какими-то запретительными мерами, и даже не нужно и говорить об этом. Она может быть решена только путем развития. То есть люди должны увидеть, что здесь они так же защищены. Это вопрос собственности, просто частной собственности, который у нас вообще не решен. И это тоже вопрос национального курса.

Следующее. Политика развития территорий, укрепление российской нации, национальных институтов российского общества, то, что называется гражданских институтов, и которые на сегодняшний день на 80% финансируются и созданы на зарубежные средства, это ни для кого не секрет. А где наши? И альтернатива в этой части только укрепление нашего гражданского общества.

Следующая конференция - эффективное государство в глобальном мире. Я бы тут назвал, это иерархия внешнеполитических задач, вытекающих из задач внутренних, то есть из задач национального развития. И первую задачу, я считаю, нам четко и однозначно надо заявить - для нас с точки зрения национального развития самый важный вопрос - восстановление национального единства. Я имею в виду Беларусь и Украину, единая нация, разделенная на разные государства. Понимаю, что эта задача многих и многих лет, Германия ее решала 60 лет практически, но она четко должна стоять, люди должны понимать, что эту задачу мы должны когда-то решить, и она для нас главная с точки зрения этих направлений. И дальнейшая иерархия этих задач внешних, вытекающих из внутренних, а не потому, что мы хотим кому-то помочь. Может, и надо кому-то помочь в обмен на другую помощь, почему нет.

Духовное развитие. Тут вообще непочатый край работы, я даже не буду это затрагивать. Просто все это надо поднимать практически, ну, не с нуля, но с очень низкой точки.

И, соответственно, логику, вытекающую из этих конференций, можно охарактеризовать так: от национальных проектов к национальному развитию, пока еще не тотальному, но на каком-то этапе и тотальному национальному развитию, и с четкой иерархией этого развития и вертикалью, и, соответственно, субъективно это механизм всеобъемлющего сбалансированного стратегического планирования и целеполагания, укрепления и развития российской нации (или российского народа, если кому-то не нравится слово «нация») и их реализация через механизмы гражданского общества и структуры во всех властях, и вообще во всех узлах и органах государственного управления.