Евгений Федоров: "Россия готовится к историческому национальному рывку".

Сегодня в Москве проходит II Национальный конгресс «Приоритеты развития экономики. Партнерство государства, науки и бизнеса». Его цель - способствовать консолидации всех сил общественности для процветания России и интеграции ее в мировую экономику. Выступая на конгрессе, Евгений Федоров сказал:

- Спасибо, Наталия Ивановна. Уважаемые коллеги, друзья! В докладе Президента страны о стратегии развития России до 2020 года совершенно справедливо отмечено, что на фоне благоприятной для нас экономической конъюнктуры мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. Уйти от инерционного энерго-сырьевого сценария развития и встать на путь инновационного развития невозможно без существенных инвестиций в модернизацию нашей малоэффективной экономики. Государственное частное партнерство - важнейший и наиболее универсальный механизм, значение которого в России с каждым годом набирает обороты и уже создает необходимый эффект. Причем партнерства по всем сферам экономической и социальной политики. Необходимо отметить, что на федеральном уровне, в целом, создана достаточная законодательная база для реализации разных форм государственного частного партнерства, а также созданы различные институты и механизмы реализации такого партнерства, отражающие сегодняшний уровень готовности российского общества. Это очень важно. С принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и дополнений к нему мы возлагаем большие надежды на ускорение развития инновационной экономики. Задача особых экономических зон - сформировать инфраструктуру для успешной предпринимательской деятельности. Уже создано 13 особых экономических зон, полагаю, что 2008 год должен стать решающим в отладке этого механизма государственного частного партнерства. Инвестиционный фонд Российской Федерации - один из важнейших инструментов ГЧП, призванный возглавить всю нашу инвестиционную политику. Фонд создает частному бизнесу возможность реализации проектов, имеющих стратегическое значение для экономики, но отличающихся длительными сроками реализации. К настоящему моменту к реализации с использованием средств инвестиционного фонда принято 20 инвестиционных проектов на общую сумму более 1,1 трлн. руб., при чем 1 руб. государственных средств в этих проектах продуцируется 4 рублями частных инвестиций. Необходимо в ближайшее время расширить финансовые возможности фонда, снять ограничения по направлению средств фонда на финансирование инвестиционных фондов, создаваемых в субъектах Российской Федерации, на предоставление субсидий по строительству региональной государственной собственности.

С 2006 года действует Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Механизм данного закона достаточно активно используется в жилищно-коммунальном хозяйстве, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов. Сейчас мы значительно расширяем применение этого закона через поправки, которые сегодня обсуждает Государственная Дума и наш комитет. Созданы и обеспечены достаточными ресурсами Банк развития, Российская венчурная компания, Государственная корпорация «Роснанотех», многие, многие другие.

На законодательном уровне создан необходимый задел для развития государственного частного партнерства, но уже сегодня становится очевидным, что необходимо готовиться к переходу на новое законодательство в сфере экономики, обеспечивающее достижение цели стратегического развития нации, переходить от принципа поддержки к принципу приоритетов. На самом деле, все это, массив законодательства, о котором я сейчас сказал, он создан за последние буквально два года. Но мы уже сейчас видим, что темпы развития нашей страны настолько быстрее, чем мы даже думали год-два назад, что нам надо переходить на новые элементы частного государственного партнерства и новые элементы структурного изменения в экономике. В целом, нам нужно фактически готовиться к национальному рывку, который в России происходит приблизительно раз в 50 лет. Этот рывок невозможен без массового творчества граждан в национальном строительстве, в каждой организации через механизм общественной организации, через механизм частного государственного партнерства, через механизмы саморегулируемых организаций, через множество других механизмов, и здесь никакие чиновники эти вопросы, на самом деле, в творчестве, не решат.

Экономическая политика государства должна обеспечить частному бизнесу такие возможности, чтоб было многократно выгоднее вкладывать средства в инновационные технологии, чем другие направления отрасли, в том числе и в топливный цикл, как до сегодняшнего дня было выгодно. Это была фактически единственная отрасль, которая создала богатый класс России. Сегодня нам нужно, чтобы богатый класс создавался на инновационной экономике, и для этого придется очень много сделать. В том числе, с точки зрения творчества и идеологии. Подлинное неформальное партнерство государства и малого и среднего бизнеса принесет России колоссальный прорыв. Особенно в развитии инновационной инфраструктуры, развитии конкуренции. Полагаю, что вопросы развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса - один из ключевых моментов для других, для любых стратегических разработок в экономической сфере. Стране нужны не полумеры, не разрозненные законы по локальным проблемам бизнеса, а необходим некий Кодекс малого и среднего предпринимательства. Для нашего малого и среднего предпринимательства нужна, если хотите, своя Великая Хартия Вольностей. Поэтому все вопросы по организации и регулированию малого и среднего бизнеса должны взять в свои руки саморегулируемые организации и организации бизнеса. Эти меры фактически не только должны быть экономические, но и политические. Фактически, малый бизнес и средний бизнес, и вообще бизнес в России сам должен предложить государству - эта высшая форма частного государственного партнерства - каким образом ему системно изменить свою методологию, свои подходы, измениться, исходя из цели национального развития страны. Он должен стать по-настоящему национальным бизнесом.

По экспертным оценкам государство должно передать - а на самом деле, конечно, никто никакую власть не передаст, ее можно только взять - должно передать четверть властных полномочий по регулированию и контролю бизнеса на ответственность саморегулируемых организаций, сам закон о которых был принят только накануне нового года. То есть настолько высокий у нас сам темп изменения, что буквально закон принят два месяца назад, а сегодня на него мы возлагаем уже надежды, что через него бизнес, люди возьмут четверть власти в стране.

«Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал». Это я цитирую фразу Президента. Новая инновационная экономика России, закладывается сегодня в системе образования. Государственные частные партнерства способны обеспечить своевременный переход в системе образования к стандартам нового поколения, отвечающим запросам инновационной экономики. И сегодня много, кстати, здесь говорилось, с этой трибуны. Освобождение от налогов расходов компании на образование, медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений, создаст качественно новые формы партнерства в наращивании главного капитала нашей страны. Согласно стратегии развития, Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной в мире. Создать общество реальных и равных возможностей, общество без бедности возможно только на основе единства цели, на основе всеобъемлющего партнерства государства и частного бизнеса, на основе координации и консолидации целей властей. Всех властей, не только власти в целом (и региональных, и законодательной, и исполнительной и всех остальных), бизнеса и общественных организаций, в том числе и общественных организаций в средствах массовой информации. Подчеркиваю, без этого невозможно ничего будет сделать. В нашем обществе увеличивается разрыв между национальным планом Президента Путина, поддержанного огромным большинством нашего народа, и самой системой государственных и негосударственных институтов, которые, к сожалению, пока отстают в качестве работы, а в некоторых частях и не способны обеспечить выполнение плана. А если говорить об общественных организациях, пока они не готовы взять власть в стране. И я хотел бы сказать, что многие чиновники прикрывают своей некомпетентностью, своим незнанием проблем, фактически, действия по сдерживанию развития национального курса страны. Это уже не вопрос некомпетенции, это вопрос, я бы даже сказал, не вопрос профессионализма, это вопрос позиции уже чиновников. И, по сути, речь идет о создании качественно новой России, способной выполнить план национального развития, нужный каждому жителю России. В стратегии своего развития необходимо заложить и этот элемент плана - качественную модернизацию всех институтов нашего общества. И без творческого участия каждого гражданина в судьбе России в плане национального развития нам не обойтись. И сегодняшние секции, сегодняшний Конгресс - это важнейший элемент, если хотите, творческого подхода, массового, граждан России, профессионалов к решению судеб страны. Спасибо.