Евгений Федоров: "Институт усилит комитеты Государственной Думы и их аппараты."

Выступление Евгения Федорова, председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству, на первом заседании "Института экономики и законодательства".

Федоров Е.А.: "Сегодня вам представлен проект доклада, но подчеркиваю, что это проект, потому что докладом он будет после нашего сегодняшнего обсуждения. Институт, я бы еще раз хотел бы обратить на это внимание, учрежден ЦСКП под формирование базы, под стратегию развития Российской Федерации. Соответственно, мы все понимаем, что в области законотворчества в Российской Федерации, учитывая такой резкий поворот и резкое ускорение развитие российского общества, есть некоторое запаздывание. Механизмы подготовки законов под эту стратегию требуют определенного времени, мы бы хотели ускорить эти процессы. Соответственно здесь и возникает роль Института, роль комитетов Государственной Думы и Государственной Думы в целом в ускорении развития законодательной базы и ускорения развития Российской Федерации с целью обеспечения целей, поставленных в стратегии. В соответствии с решениями расширенного совещания Госсовета работа по Стратегии-2020 идет в Правительстве и в Государственной Думе. Правительство формирует часть стратегии, которая касается социально-экономического развития, она так и называется «Стратегия социально-экономического развития». Ее вариант рассматривался на совещании комитетов Государственной Думы вместе с разработчиками, и были выработаны сводные предложения комитетов - эта работа идет в постоянном ежедневном режиме и сейчас. Мы совместно с Правительством готовим ту часть, которая касается социально-экономического развития Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии с поставленной Президентом задачей концепция должна дать четкий ответ на то, какими способами и инструментами мы будем добиваться решения задач, которые поставлены в концепции, и двигаться к заявленным целям. Очевидно, кроме основной социально-экономической части стратегия должна содержать и внешнеэкономический блок, блок обороны и безопасности, конечное развитие институтов гражданского общества, которые являются главным инструментом реализации стратегии. На наш взгляд, именно в этом главное отличие тех механизмов, с помощью которых мы развивались до сегодняшнего дня, и тех механизмов, которые должны быть добавлены в развития для того, чтобы решить поставленные задачи. То есть без подтягивания к государственному управлению гражданского общества, саморегулируемых организаций, общественных организаций, политической системы, институтов общества мы не сможем решить задачи, поставленные в стратегии, то есть мы должны мобилизовать общественную национальную поддержку Владимира Владимировича, курса национального развития в конкретной организационной форме, это и есть форма гражданского общества. Причем думаем, что уже сейчас надо расширять формат участия, то есть не только общество должно реализовывать эту стратегию, но и в значительной мере ее писать, тем более мы находимся в самом начале подготовки этой нашей стратегии.

Мы понимаем, что на определенном этапе через какое-то время, когда будут укреплены институты гражданского общества и общественные институты, которые я перечислял, мы выйдем на стратегическую координации государства и общества с целью достижения целей, которые отмечены или указаны в стратегии, это тот механизм, без которого нам просто не обойтись.

Структурно стратегия состоит из концепции, пошагового плана и плана законопроектов в нем (программа на текущий год вам роздана в той части, которую готовили мы в этой общей стратегии).

Основные направления подготовки законов в этом году определены, исходя из срочности либо определенной готовности законопроектов. Мы вышли приблизительно на десять крупных законов или блоков законов. Параллельно мы готовим план законопроектов на последующие годы. Подготовка данных законопроектов будет осуществляться главным образом Институтом. По сути Институт становится исполнительным продолжением законодательной политики комитетов, осуществляя содержательное наполнение законопроектов при техническом сопровождении и координации со стороны комитетов. Институт усилит комитеты Государственной Думы и их аппараты. Комитеты становятся заказчиками работ Института и ответственными за профильные для них законопроекты. Вот как бы основной механизм, который мы рассматриваем в контексте работы нашего Института. То есть это вспомогательный механизм, значительно усиливающий возможности комитетов Государственной Думы по реализации проектов законов, которые будут определены партией «Единая Россия», фракцией, Президиумом, ЦСКП и т.д.

Осуществляя подготовку законопроектов, Институт должен находиться в постоянном тесном взаимодействии со всеми участниками законодательного процесса, кроме того, он сможет претендовать на участие в тендерах, которые формируют субъекты бюджетного планирования, по подготовке на подрядной основе соответствующих законопроектов. Это довольно большой пласт работы, и Институт планирует участие в этих тендерах, в той части, где мы подготовим необходимых для этого специалистов.

В розданном вам перечне законопроектов на 2008 год первый блок проектов федеральных законов относится к сфере гражданского общества. Это внесение изменения в законы в части развития саморегулируемых, общественных и иных некоммерческих организаций, политической системы общества и иных институтов государства, новые законы по активизации разных сфер общественной жизни - здесь необходимо сформировать не только ясное и эффективное законодательное поле, но также систему стратегической координации всех институтов общества, обеспечивая достижение цели национального развития. Мы фактически должны изменить отношения, которые складываются между государством и обществом, общественными организациями и гражданами, по большому счету, когда государство как бы выступает в виде патрона, а на самом деле разговаривает с обществом и общественными организациями через губу. Фактически мы так должны их укрепить законами, чтобы они были равносильны и равновесны с точки зрения влияния на жизнь в стране, на конкретные вопросы (если это отраслевые саморегулируемые организации). Мы просто видим, что сегодня любой чиновник считает себя значительно выше, чем гражданин, чем общественная организация. Это в принципе неправильно! И наша принципиальная задача изменить это, это главный механизм, с помощью которого мы выходим на реализацию нашей концепции стратегического развития до 2020 года. Это первое.

Второе. Ключевые законопроекты о внесении изменений в Налоговый кодекс (о чем говорил Юрий Евгеньевич) в части налогового стимулирования развития человеческого капитала, стимулирования развития малого бизнеса, ухода в перспективе от НДС. Мы понимаем, что как механизм НДС носит ярко выраженный угнетающий характер, и по расчетам половина НДС - это просто тормоз для развития инновационной экономики и экономики глубокой переработки. Это достаточно очевидная вещь. И невозможно, не изменив этот закон, создать экономику глубокой переработки, мы останемся в сырьевой экономики. Начало этих изменений возможно после изменения законодательства на этот счет, а не на каком-то этапе. Это мы тоже понимаем.

Совершенствование системы налогообложения в целом, с учетом дискуссии, в том числе и на коллегии Минфина. Вы знаете, что эта позиция на коллегии Минфина была довольно активно развернута.

Следующий закон о промышленной политике, в нем необходимо сформулировать четко выверенную промышленную политику, направленную на защиту и развитие отечественной промышленности. В этом блоке законы о теплоснабжении, о внесении изменений в закон об энергосбережении в части достижения современных стандартов энергоэффективности и энергосбережения и многие другие. Мы с вами прекрасно знаем, что в России сложился точечный механизм поддержки промышленности, мы понимаем, что у нас есть механизм поддержки сельского хозяйства, у нас есть механизмы поддержки авиационной промышленности, у нас есть механизмы, которые поддерживают некоторые другие отрасли промышленности, но у нас отсутствует системный подход на этот счет.

Я вам приведу последние примеры, которые мы все с вами прекрасно знаем. Мы очень сильно рассчитывали на то, что реформа электроэнергетики приведет к соответствующему развитию сопутствующих отраслей, даже записали это в закон о соответствующей реформе электроэнергетики, и это не произошло. Несмотря на то, что было сформировано, благодаря усилиям энергетики и Правительства великолепное прекрасное достижение - Инвестиционный фонд энергетики (он сейчас 600 миллиардов и выйдет на 1 триллион), он не задействует развитие нашего отечественного машиностроения. Мы, к сожалению, этим фондом развиваем иностранные машиностроительные мощности, несмотря на загрузку наших мощностей на одну треть. Или мы с вами прекрасно знаем, что у нас перевозится только 25% грузов нашими отечественными судами, и это само по себе является механизмом возможностей для развития отечественного машиностроения. Понятно, что государство должно туда вкладывать деньги, поддерживать и т.д., но при этом есть общие экономические возможности и стимулы. Понятно, что у нас для этого есть, но это никак не увязано между собой, в результате у нас полный провал пока в области отечественного машиностроения. Хотя смежные отрасли все подготовили для ее развития. Нужно просто выравнивать в этом плане развитие отраслей Российской Федерации. Но это промышленная политика, я думаю, о ней будет более подробно сказано позже.

Большой блок законов (я говорю об этих десяти законах и блоках) по обороту нематериальных активов. Например, у нас давно созрел франчайзинг, который является основным инструментом для торговли. 50% торговых сетей у нас сидят на этом механизме, и он отсутствует с точки зрения обеспечения в законодательном плане, поэтому там очень трудно выстраивать нормальные отношения о патентных поверенных, о передаче технологий, о развитии комплексных договоров, о передаче прав пользования, развития отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, ноу-хау, программ для ЭВМ, товарных знаков и др.). В постиндустриальной экономике нематериальные активы являются одним из основных эмитентов инновационной экономике. По их обороту у нас отставание от экономик развитых стран стократное. То есть практически можно говорить, что у нас просто нет среды для работы инновационной экономики, потому что результатом работы наших коллективов, людей, предприятий в области инновационной экономики должны быть активы. Эти активы не могут подлежать обороту в Российской Федерации, потому что для этого не создана институциональная среда, в отличие от подавляющего большинства стран мира. Когда мы говорим с бизнесом, они говорят, да, мы когда-то, например, полгода назад за 100 млн. евро технологию, но купили ее просто как большую пачку ценных бумаг. Использовали, и на этом все закончилось. Не могут ни включить в оборот, ни использовать для дальнейшего развития. Это существенное отставание, я думаю, что это прямое следствие политических решений о сырьевом курсе развития российской экономики, которые у нас существовали, и соответственно не развивались целые блоки инструментов, которые сейчас нужны для того, чтобы мы перешли к инновационной экономике, да и просто к экономике глубокой переработке. Это второй вопрос по важности наряду с налоговой реформой.

Пятое. В настоящее время подготовлен проект федерального закона о государственном прогнозировании в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Мы считаем, что необходимо с учетом высказывания министра на коллегии Минэкономразвития подготовить на базе этого законопроекта закон о государственном прогнозировании и стратегическом управлении. Мы обсуждали и здесь эти вопросы, и на коллегии уже было заявлено, что нам необходимо стратегическое управление в области государства. Мы с вами это обсуждали здесь, на ЦСКП, уже в течение года, это действительно нужно, и мы считаем, что нужно в тот закон, который мы готовим, значительно вводить систему государственного управления, которая в будущем, после того как созреют институты гражданского общества, о которых я говорил, войдет в систему стратегической координации. Я не побоюсь и похвалю в этом плане Политбюро Советского Союза, которое выполняло функцию стратегической координации развития Советского Союза. Понятно, что под другие цели, но этот механизм работал четко и своих задач достигал.

В этом законе мы планируем предусмотреть основы стратегического планирования: создание целостной системы государственного стратегического управления, координацию деятельности органов исполнительной власти по достижению приоритетных целей, стратегический контроль за достижением целевых и плановых значений показателей.

Шестое. Пакет законопроектов по малому бизнесу с внесением изменений в закон "О развитии малого и среднего предпринимательства", "О защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении госконтроля", ряд других законов в части содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращения для них административных барьеров. Главный магистральный путь развития здесь следующий: мы считаем, что надо укреплять саморегулируемые организации малого бизнеса. На сегодняшнем этапе нам нужно укреплять советы по малому и среднему бизнесу, которые созданы нашим законом, вступившим в силу три месяца назад. В перспективы эти советы должны быть заменены саморегулированием, и они должны быть главными паровозами, с одной стороны. С другой стороны, малый бизнес должен быть создан фактически с нуля в сфере инновационной экономики. Сейчас мы знаем, что у нас малый бизнес торговый, посреднический, частично в промышленности он есть, но он должен быть главным инструментом инновационной экономики, потому что он показывает эффективность в этой сфере приблизительно в десять раз больше, чем крупные большие компании. Это его специфика. И в этой части у нас его почти нет, и здесь его нужно просто создать, и государство должно помочь в этом.

Седьмое. Блок проектов федеральных законов в сфере социальной политики не буду разворачивать, у нас есть специалисты, они его развернут.

Восьмое. Законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", развивающий конкуренцию и упорядочение отношений на потребительском рынке. Думаю, что параллельно с этим законом нам надо заниматься как раз и законом по франчайзингу, о котором я говорил. Комплекс изменений в концессионное законодательство, совершенствующееся с учетом общепринятой международной практики. Завершается подготовка законопроекта ко второму чтению, и задержка ко второму чтению вызвана тем, что мы корректируем закон с учетом стратегии. Иначе бы мы его рассмотрели месяца полтора назад.

И десятый, последний блок законов - проекты технических регламентов. На ближайшие два года нам необходимо разработать и принять не менее 40 проектов технических регламентов, из которых не менее 15 - в форме федеральных законов. У нас есть специальных механизм с Правительством, по которому мы участвуем в подготовке тех регламентов, которые готовятся как постановлениями Правительства, а так и как нашими законами. В этом плане мы приняли первый закон о техрегламенте - пожарных техрегламент. Надеюсь, что мы выйдем сейчас на поток и будем в месяц принимать по одному техническому регламенту в Государственной Думе, все для этого есть, и все для этого подготовлено.

Названные направления и законы предлагаю взять за основу, при необходимости комитетам уточнить профильные для них позиции и подразвернуть.

Соответственно предлагаю по результатам нашего сегодняшнего обсуждения доклада выйти на таблицу, согласованную с комитетами, тех законопроектов (основу я зачитал), которые нам необходимо принять в этом году с помощью Института, о котором говорилось.

Спасибо."