Выступление Евгения Федорова перед журналистами

Выступление Председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А.Федорова

23 марта 2009 г.

Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович!

В Комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в ЦСКП Института экономики и законодательства осуществляется проработка бюджета, антикризисных программ, предложений, которые продолжают вырабатываться к ней. Вообще я хотел бы сказать, по сути, это наша совместная Программа и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и Правительства Российской Федерации. Мы с ней работаем постоянно и неслучайно. Вы упомянули, что большая часть наших предложений, в том числе изложенных Государственной Думой, в этой Программе учтены.

В этих документах, я хотел бы обратить внимание, беспрецедентные меры социальной поддержки. При трёхтриллионном дефиците бюджета Российской Федерации мы только увеличиваем социальные расходы. Только одни пенсии мы увеличиваем от 34 до 37% на текущий год. Это не делает ни одна крупная страна мира. Это как раз показывает то, что мы чувствуем себя абсолютно уверенно с точки зрения стабильности нашего положения. Но при этом мы отлично с вами понимаем, что это резко повышает требования к российской экономике, поскольку держать такой социальный темп, такой тонус социальной защиты невозможно без крепкой и модернизированной российской экономики, которая, собственно, и предполагается, и заложена ее модернизация в «Стратегии-2020», поскольку мы понимаем, что сегодняшний уровень российской экономики не позволяет долго держать такого рода темп. Соответственно нам надо резко ускорить преобразования в Российской Федерации, предусмотренные в «Стратегии -2020», не откладывать многие вопросы на пять, десять, двенадцать лет, а принимать решения из этой Стратегии уже сейчас, немедленно.

Я хотел бы в дополнение тех предложений, которые прозвучали, в том числе Бориса Вячеславовича Грызлова, сосредоточиться на вещах именно поддержки роста. Из текущих немедленных вещей, кроме, конечно, малого бизнеса, который, мы ожидаем, вырастет в Российской Федерации в этом году значительно, кроме создания тех вещей, где у нас осуществлялись недоработки перед кризисом, это, в том числе, создание национальной инновационной системы, которая сейчас срочно создается на базе государственных банков. Это сосредоточится на поддержке обозначенных отраслей, сориентированных на внутренний спрос. Этих отраслей в Российской Федерации много. У нас действительно огромное количество импорта. Вчера это было большой проблемой, сегодня - это дополнительная возможность для ускорения преобразований в стране и поддержки роста российских предприятий. Причем это не требует денег. Мы с вами понимаем, если речь идет об экономике, это здоровые нормальные люди. Им не деньги нужны, им нужны правила, которые позволят им работать таким образом, чтобы они давали всем остальным деньги, платежи в бюджет, создавали новые рабочие места и т.д. В этом отличие экономики от социальной сферы. Именно поэтому, когда мы выделяем огромные деньги на социальные сферы, мы должны давать больше правил в экономике, чтобы она заработала активнее, эффективнее и сумела компенсировать, в том числе и эти расходы.

Например, та же фармацевтическая промышленность - 90 миллиардов - только госзакупки по этой части. Перевод на долгосрочные контракты позволит без денег, подчеркиваю, резко нарастить производство. Вообще, в «Стратегии» все эти вещи обозначены, речь идет о дополнительных инструментариях. Я считаю, что мы можем выходить на механизмы частно-государственного партнерства, потому что эти отрасли: и машиностроение, и сельское хозяйство, они и так дадут рост в условиях кризиса. Они уже и сейчас его дают. Но если государство еще и поддержит этот рост... Эта поддержка не носит характера денег, это может быть даже госгарантия, которая в отличие от отраслей, падающих в своем производстве, абсолютно безопасна с точки зрения государства, которое ее выдает. Так вот такого рода поддержка не просто увеличит производство и новые рабочие места, а увеличит производство на порядки и создаст на порядки больше рабочих мест. Это объективные отрасли, которые, я подчеркиваю, обозначены в Программе и которые совершенно объективно можно поддержать.

Системные вопросы, которые сегодня, конечно, нас держат, предусмотрены «СТРАТЕГИЕЙ». Уважаемые коллеги, некоторым образом у нас сегодня сложился такой показатель - мы уже триллион рублей вложили в институты развития инфраструктуры инновационной экономики. Это огромные, чрезвычайно важные, серьезные усилия государства, абсолютно необходимые - без них невозможно. Но это как раз сейчас, на наш взгляд, наконец-то, создало условия для запуска собственного рынка интеллектуальной собственности нематериальных активов. То есть, созданы условия для запуска этого рынка. Да, нужно решить еще некоторые законодательные вопросы, надо создать развитое законодательство в сфере нематериальных активов, сопоставимое по развитости с любыми рынками, например рынком недвижимости, чтобы это было не три закона, которые сейчас регулируют эту сферу - наш расчет показывает порядка 15. Но это те вещи, которые мы можем принять быстро. И запуск рынка нематериальных активов позволяет нам, наконец, получать от этого рынка доход, замещающий доходы от природных ресурсов. То, что у нас прямо заложено в «СТРАТЕГИЮ-2020», но то, что мы не можем в условиях кризиса ждать и откладывать и надо реализовывать прямо сейчас. Эти меры умственного характера, то есть организационного характера. И надо рассматривать эти отрасли как отрасли, которые дадут нам рабочие места, которые позволят вернуться сотням тысяч российских ученых, специалистов, которые создают нематериальные активы за рубежом, в Россию и начать здесь зарабатывать деньги. Надо создавать для них нужные условия, что, в свою очередь, создаст возможность для перевода российских предприятий уже на технологический тип предприятий экономики. Одновременно я скажу, что мы ощущаем, что у нас, конечно, особенно в условиях смены бюджета с трехлетнего на годовой, резко повышаются требования к стратегическому планированию и управлению, просто объективно повышаются. Это прямая привязка к цели, заложенная в «СТРАТЕГИИ» к сегодняшнему дню, к каждому дню работы министерства, ведомства, любого чиновника.

Соответственно, мы хотели бы ускорить внесение уже подготовленного закона о стратегическом планировании. Вообще говоря, не плохо было бы, если бы он и дальше шел и стал законом о стратегическом управлении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, поскольку это позволит нам ускорить работу по всем направлениям, в том числе обозначенным и мной ранее.

Спасибо.