"Важно сформировать новую архитектуру для масштабного, свободного, инновационного малого и среднего предпринимательства."

17 сентября Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)».

Председатель Комитета Евгений Федоров: «Законопроектом внедряется преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в тех сферах экономики, где малый бизнес занимает практически ¾ сектора. К таким сферам относятся: гостиничные услуги, бытовые услуги; общественное питание;  розничная торговля; оптовая торговля; коммерческие перевозки пассажиров     автомобильным транспортом вместимостью не более 20 человек; коммерческая перевозка автомобильным транспортом грузов свыше 2,5 тонн; текстильное и швейное  производство; производство одежды; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; издательская и полиграфическая деятельность; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Требования об уведомительном порядке не распространяются на виды деятельности, не связанные с соблюдением требований к охране окружающей среды, недр, охране жизни и здоровья граждан.

В законопроекте вводится понятие проверка, которое включает в себя два вида проверок: документарные и выездные. При этом выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведение документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.

Законопроектом установлено, что внеплановый государственный и муниципальный контроль предприятий проводится только в случаях проверки полученной информации о возникновении угрозы  или о причинении ущерба жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций.

Суммарный годовой срок проведения мероприятий по контролю для всех органов контроля для субъектов микропредприятий не может превышать 15 часов, а для субъектов малого предпринимательства - 70 часов».

Федоров подчеркнул: «Реализация положений законопроекта позволит на порядок снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом  расходы государственных и местных бюджетов на организации проверок также значительно сократятся, а желающих начать  предпринимательскую деятельность граждан станет больше.

Усиление позиций малого и среднего предпринимательства важно нам, чтобы привести к уравновешиванию отношений исполнительной власти и бизнеса в целом. Поэтому на инновационном пути развитие малого и среднего предпринимательства, а по сути - среднего класса новой России, должно стать новым национальным приоритетом. Важно сформировать новую архитектуру для масштабного, свободного, инновационного малого и среднего предпринимательства и в первую очередь требуется усиление роли саморегулируемых организаций малого и среднего бизнеса».

Первый заместитель председателя комитета Владимир Головнев: "В ближайшее время Госдумой будет принят целый пакет законов, направленных на устранение административных барьеров на пути ведения предпринимательской деятельности. Наша задача - сделать эти законы по-настоящему эффективными и максимально оградить малый и средний бизнес от коррупционной составляющей, часто сопровождающей проверки со стороны надзорных органов.

Данный законопроект содержит в себе ряд очень важных параметров, существенно облегчающих «жизнь» предпринимателям. На мой взгляд, основной из них - введение нормы уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. Теперь для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность, в большой части сфер экономики, достаточно будет заполнить и предоставить в  уполномоченный федеральный орган 1 документ - уведомление о начале ведения предпринимательской деятельности. Механизм исполнения данного закона, в случае его принятия, предполагает создание открытого информационного ресурса, в котором будут содержаться информация о необходимых шагах для начала ведения предпринимательской деятельности, перечень необходимых документов, форма для заполнения уведомительных документов. Кроме того, законопроект предусматривает введение очень важной с точки зрения юридической защиты предпринимателей нормы, в соответствии с которой проверка, признанная проведенной с нарушением закона, будут считаться недействительной, а все претензии к предпринимателю, возникшие в случае проведения такой проверки, отклонены. Кроме того, в соответствии с нормой закона, надзорный орган обязан предупредить предпринимателя о проведении плановой проверки не позднее, чем за  72 часа до начала ее проведения.

Вместе с тем, законопроект, безусловно, нуждается в доработке и уточнении ряда параметров. В частности, в пункте, касающемся введения трех уровней надзорных органов - федерального, регионального и муниципального,- возникают опасения, что недостаточно четко прописанный механизм осуществления проверяющих функций этих органов, приведет не к уменьшению числа проверок и проверяющих органов, а к их увеличению. Кроме того, снижение общего числа проверок и отведенного для них времени, а также сокращение числа оснований для их проведения, может привести к сокращению уровня защищенности труда работников, что вызывает опасения со стороны органов по защите охраны труда»