О проблемах создания портовых особых экономических зон на территории портов

21 августа в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении  изменений в  Федеральный  закон  «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».  В разработке законопроекта принимали участие представители Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Краснодарского края и Калинградской областной Думы.

Евгений Федоров: «Цель законопроекта - оперативная корректировка новейшего экономического законодательства Российской Федерации, направленного на реализацию курса национального развития страны. В основу законопроекта положены первые результаты правоприменения закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на практике, полученные в процессе создания и функционирования особых экономических зон - неслучайно инициатива внесения данных поправок исходит от регионов. 

В связи с тем, что портовая деятельность ведется не только на территории порта, но также и в акватории, необходимо включить акваторию в границы портовой особой экономической зоны.

Практика показала, что порт может располагаться на нескольких участках территории (к примеру, Мурманский порт - Западное и Восточное побережье), поэтому следует предусмотреть возможность создания портовой особой экономической зоны на нескольких участках территории, объединенных акваторией морского или речного порта.

Данное изменение позволит решить проблему создания портовых особых экономических зон на территории портов, в которых имеются земельные участки, располагающиеся в границах порта, разделённые акваторией, что позволит рационально и оптимально развивать портовые особые экономические зоны».

Олег Валенчук: «Проведенный конкурс на создание особых экономических зон портового типа и анализ концепции их создания показал, что определение портовой деятельности, используемое в действующей редакции федерального закона, нуждается в доработке. В частности, имеющийся список видов портовой деятельности является не достаточно полным и не включает в себя лоцманские, буксировочные, швартовые и другие услуги, оказываемые в порту.

Учитывая специфику портовых особых экономических зон, представляется экономически обоснованным помимо ремонта, модернизации и иного технического обслуживания морских, речных и воздушных судов, а также авиационной техники, включить их производство в перечень видов портовой деятельности.

Также нам кажется экономически целесообразным установить единый минимальный порог капитальных вложений для резидентов портовых особых экономических зон, планирующих осуществлять строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры порта или аэропорта, в сумме не менее десяти миллионов евро (за исключением нематериальных активов)».

Виктор Звагельский: «Законопроектом предлагается конкретизировать права и обязанности резидентов особых экономических зон, и тем самым установить однозначно понимаемые «правила игры».  В соответствии с действующим Законом об ОЭЗ органы управления особыми экономическими зонами осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности. По результатам контрольных мероприятий органы управления могут обратиться в суд с заявлением о лишении лица статуса резидента.

Внесенные поправки позволят более детально прописать механизмы определения того, насколько деятельность резидента соответствует условиям соглашения, а также чётко установить перечень существенных нарушений, влекущих расторжение  соглашения и лишение статуса резидента особой экономической зоны.

Также в предлагаемой редакции до трех миллионов евро снижен минимальный порог инвестиций для вхождения в особую экономическую зону промышленно-производственного типа и ведения промышленно-производственной деятельности на ее территории».