Итоги весенней сессии и планы на будущее.

Итогом работы Комитета по экономической политики и предпринимательству в период весенней сессии Государственной Думы РФ 5-го созыва стало принятие на разных стадиях рассмотрения 25 законопроектов, а всего на рассмотрении Комитета находится 90 законопроектов. Основная часть законопроектов направлена на законодательное обеспечение  реализации стратегического плана перехода России на национально-инновационную экономику.

Успех перевода России на инновационный сценарий, обозначенный высшим руководством страны, во многом будет зависеть от эффективности институтов гражданского общества, от наличия соответствующих политических сил и других факторов, в том числе и  принятия опережающего законодательства, стимулирующего такой сценарий развития России.

Комитет по экономической политике и предпринимательству является в Госдуме РФ координатором работы комитетов по разработке концепции Стратегии  долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, пошагового плана ее реализации, включая разработку законодательной базы для Стратегии.

Ориентировочный план разработки и рассмотрения законопроектов на текущий год Комитетом уже выработан. Он определен исходя из срочности либо уже определенной степени  готовности законопроектов. 

Системный пакет законопроектов мы уточняем по итогам парламентских слушаний «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики», которые прошли в период с 31 марта по  23 июня текущего года. Они стали составной частью реализации плана широкого обсуждения проекта Концепции  социально-экономического развития страны до 2020 года и пошагового плана к ней. В ходе слушаний были выработаны наиболее приоритетные направления законодательного обеспечения долгосрочного инновационного развития Российской Федерации:

  • вложения в человеческий капитал, обеспечение комплексного и непрерывного образования, стимулирование развития творческого и профессионального потенциала граждан России;
  • формирование национальной инновационной системы, в первую очередь, в плане развития цивилизованного оборота нематериальных активов, совершенствования долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития, перехода от диспетчерского управления к стратегической координации;
  • создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей инновационное поведение граждан и предприятий, предпринимательскую активность и привлечение капитала в реальные сектора экономики;
  • содействие повышению конкурентоспособности наукоемких отраслей экономики с использованием государственно-частного партнерства и других экономико-правовых механизмов;
  • обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов России, выявление конкурентных преимуществ регионов и формирование новых центров динамичного инновационного развития на территории всей страны.

В июне 2008 года депутатами Комитета внесен на рассмотрение законопроект «О развитии промышленности». Организованный Комитетом 4 июля т.г. в Госдуме расширенный Круглый стол по данному законопроекту подтвердил необходимость и своевременность его принятия с учетом  доработки по замечаниям всех заинтересованных сторон. 

В плане работы Комитета и большой блок законопроектов по обороту нематериальных активов: «О патентных поверенных», «О передаче технологий», «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» которые уже внесены в Государственную Думу, об инновационной деятельности в Российской Федерации, о франчайзинге, о стимулировании  интеллектуальной деятельности (изобретений, ноу-хау, программ для ЭВМ, товарных знаков; всего таких видов 16), другие законы этой сферы. Необходимо особо подчеркнуть, что принятие данного блока законов крайне важно для долгосрочного развития России, поскольку эффективность использования нематериальных активов является одним из ключевых критериев, свидетельствующих о переходе от сырьевой экономики к инновационно-ориентированной. Доля нематериальных активов Российской Федерации составляет лишь 0,3% всех внеоборотных активов страны,  в то время как достичь  необходимо минимум 30%.

В целях ускорения работы по законодательному обеспечению инновационного развития  при участии депутатов Госдумы был специально образован Институт экономики и законодательства, презентация которого состоялась 11 апреля 2008 года в клубе Центра социально-консервативной политики  партии «Единая Россия». В качестве основной цели Институт обозначил подготовку законопроектов к «пошаговому» плану Стратегии 2020. 

В числе несомненных приоритетов законотворческой работы - проект федерального закона «О государственном прогнозировании и стратегическом управлении». В настоящее время подготовлен законопроект «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации». Мы считаем необходимым, с учетом и высказываний Министра экономического развития на коллегии, подготовить на базе этого законопроекта закон «О государственном прогнозировании и стратегическом управлении». В законе целесообразно предусмотреть установление основ стратегического планирования, создание целостной системы государственного стратегического управления, координацию деятельности органов исполнительной власти по достижению приоритетных целей, стратегический контроль достижения  плановых целевых показателей.

Еще одной стратегически значимой инициативой в данном контексте следует считать принятие законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», призванного способствовать развитию конкуренции, упорядочению отношений на потребительском рынке и активному внедрению механизмов франчайзинга.

Полным ходом в Комитете идет работа над пакетом законопроектов,  вносящим изменения в ряд федеральных законов в части защиты и содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращения для них административных барьеров, стимулирования их инвестиционной и инновационной деятельности, наделения широкими полномочиями совещательных органов (советов) малого бизнеса с последующей передачей полномочий саморегулируемым организациям. 

Парламентские слушания «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», организованные Комитетом, прошли в Госдуме 8 июля этого года. На них обсуждались правительственные законопроекты, разработанные  во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2008 года, а также   дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Широкое обсуждение вопросов поддержки малого и среднего предпринимательства позволит улучшить условия организации и ведения предпринимательской деятельности еще до вступления рассматриваемых законов в силу, а также повысит готовность соответствующих органов государственной власти и подготовит базу для эффективной реализации федеральных законов, которые Госдума будет в приоритетном порядке принимать в ближайшую сессию.

В приоритетах у Комитета также находятся проекты федеральных законов в сфере государственно-частного партнерства (комплекс изменений в концессионное   законодательство, усовершенствующий его с учётом общепринятой международной практики, уже принят Государственной Думой 4 июня); блок законопроектов технических регламентов. За ближайшие два года нам необходимо разработать и принять не менее 40 проектов технических регламентов, из которых не менее 15 в форме федеральных законов.

«Перед Комитетом на следующую осеннюю сессию стоят масштабные задачи рассмотрения и принятия опережающего законодательства в целях перевода российской экономики на инновационный путь развития, и мы в состоянии такую задачу успешно решить», - подчеркнул Федоров.